Комментарий · Экономика

Кредитов много, товаров меньше, с валютой — как повезет

ЦБ выдал четыре сценария развития событий в экономике. Но поскольку в России не одна экономика, а две — они могут пойти разными путями

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

«Основные направления денежно-кредитной политики» — ключевой документ, в котором финансовый регулятор излагает свое видение экономической ситуации на ближайшие три года.

Сценарии экономического развития — едва ли не самая интересная его часть. Ни один think-tank в России не обладает таким массивом информации, как ЦБ РФ, — регулятору в принципе доступны любые сведения об экономике РФ, которые можно получить на практике. Если существует какой-то источник информации об экономике РФ и ЦБ хочет эту информацию получить, то он ее получает. Таким образом, ЦБ РФ обладает большим объемом информации, чем любые экономические субъекты в РФ, да и общество в целом. Поэтому прогнозы ЦБ РФ надо читать внимательно, исходя из предположения, что в регуляторе знают что-то, чего не знаем мы. Почитаем.

В «Основных направлениях ДКП» Центробанк всегда описывает несколько разных сценариев развития экономики. В прошлом году сценариев было три, в этом — четыре.

  • «Рисковый» сценарий предполагает значительное снижение цен на нефть, что приведет к снижению и спроса, и предложения в российской экономике.
  • «Проинфляционный» — дополнительное расширение спроса.
  • «Дезинфляционный» — рост предложения.
  • И есть «базовый» сценарий.

Почему четыре, из них два условно «плохих»? «…Учитывая сложные внутренние и внешние условия», объясняет финансовый регулятор.

«Базовый сценарий» («Будет как обычно»)

КОРОТКО

В целом все остается, как сейчас. Китай берет нефть и газ «на рубль», дает чипы и ширпотреб «на полтинник», кредит людям «тормозится», инфляция — остается.

Базовый сценарий уже был опубликован по итогам июльского заседания совета директоров ЦБ РФ. Согласно этому сценарию:

  • в 2024 году ВВП вырастет на 3,5–4%,
  • в 2025 году темп роста ВВП замедлится до 0,5–1,5%.

Затормозят и цены — уже в 2025 году инфляция замедлится до 4,0–4,5% и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.

Для этого денежно-кредитные условия останутся жесткими: в 2024 году средняя ключевая ставка будет находиться в диапазоне 16,9–17,4% годовых, в 2025 году — 14–16%, в 2026 году — 10–11%, предполагает Центральный банк. Ниже двузначного уровня ставка опустится только в 2027-м (7,5–8,5%). А реальный ВВП к 2027 году будет расти на полтора — два с половиной процента в год.

Хотя базовый сценарий наиболее вероятен, он не предопределен. Ситуация может развиваться иначе, если внутренние или внешние условия будут складываться по-другому, объясняет на пресс-конференции первый заместитель председателя совета директоров ЦБ Алексей Заботкин. 

«Дезинфляционный сценарий» («Будет лучше»)

КОРОТКО

Деньги, закачанные в производство «металлических изделий», чудом оборачиваются ростом производства потребительских товаров, и инфляция тормозит.

Этот сценарий представляет собой оптимистичную версию базового. Расширение потенциала экономики способствует более быстрому росту ВВП в ближайшие годы. Темпы роста экономики в 2025–2026 годах будут выше, чем в базовом сценарии, — от 2,0 до 3,0% в год. Растущее предложение товаров сокращает наблюдаемый навес спроса и снизит инфляционное давление. В результате ЦБ удастся уже в 2025 г. вернуть инфляцию к цели в 4% г/г.

Как это будет работать? «Дезинфляционный сценарий» предполагает существенный прирост инвестиций в основной капитал. Далее, инвестиции в «обрабатывающую промышленность» и «производство металлических изделий, за исключением машин и оборудования», должны будут обернуться повышением производительности и ростом предложения товаров. Рост предложения начинает покрывать повышенный внутренний спрос. В результате рост цен замедлится, и ЦБ РФ сможет переходить к смягчению денежно-кредитной политики, снижая ставку и повышая доступность кредита. Инфляция в этом случае будет снижаться быстрее, чем в базовом сценарии, потенциал экономики вырастет, а динамика ВВП будет выше за счет более высоких темпов роста конечного потребления и валового накопления. Но сначала ЦБ должен будет увидеть рост производительности и только потом снижать ключевую ставку по кредиту — а не наоборот.

Правда, реализоваться «дезинфляционному» сценарию может помешать то обстоятельство, что правительство делает ставку на развитие крупных предприятий, не нацеленных на потребительский рынок. Для производства потребительских товаров в такой парадигме экономике будет банально не хватать ресурсов — ни материальных, ни трудовых, ни финансовых.

«Обратная индустриализация», с «импортозамещением», которую мы действительно наблюдаем, происходит потому, что на смену эффективным и технологичным предприятиям, встроенным в глобальные цепочки производства, приходят менее эффективные и менее технологичные предприятия (которые в глобализированной экономике не были нужны, но в ситуации локализации всей производственной цепочки становятся необходимыми). 

Это очень заметно на примере российской автомобильной промышленности — технологической вершиной для нее неожиданно оказалась та же самая Lada.

«Обратная индустриализация» связана со снижением производительности труда, которое на макроуровне оборачивается ростом спроса на труд. Именно поэтому мы видим минимальную безработицу.

На старте процесса «обратной индустриализации» это действительно вызывает рост номинальных зарплат, который мы также наблюдаем. Но, поскольку речь идет о труде с более низкой производительностью, для обеспечения «роста выпуска» требуется повышение нагрузки на труд, которое может принять форму повышения норм выработки или форму роста цен (инфляцию мы тоже наблюдаем, и именно с ней борется финансовый регулятор).

Алексей Заботкин:

«Только в экономике со стабильно низкой инфляцией могут быть доступное долгосрочное финансирование, длинный горизонт планирования бизнеса. А также сохранность покупательной способности доходов и сбережений граждан, доверие к нашей национальной валюте. Именно на это и направлена наша денежно-кредитная политика».

«Проинфляционный сценарий («Будет хуже»)

КОРОТКО

Кредит остается, инфляция ускоряется, ширпотреба по старым ценам не хватает — получите новые цены.

Вместе с тем более вероятным представляется сценарий «Проинфляционный» в сравнении с «Дезинфляционным», сообщают «Основы ДКП».

Из прогноза ЦБ

В этом сценарии предполагается более высокая доля расходов бюджета, приходящаяся на льготные программы кредитования.

Это будет вносить существенный вклад в расширение совокупного спроса. Высокий спрос, наблюдавшийся во второй половине 2023 года, сохранится в 2025 году. Из-за устойчиво высокого внутреннего спроса сохранится повышенный спрос на производственные факторы, и компании продолжат повышать заработные платы в борьбе за сотрудников.

Кроме того, в рамках усиления протекционистской политики и с целью стимулирования импортозамещения будут вводиться тарифы на импортные товары и услуги, что на фоне сохраняющихся санкционных ограничений приведет к удорожанию импортной продукции и ее дефициту и, как следствие, к постепенному переключению на отечественные товары и услуги.

Совокупность этих факторов приводит к существенному нарастанию инфляционного давления и соответствующей реакции денежно-кредитной политики.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Почему это плохо?

Алексей Заботкин:

«…Льготные программы финансирования постоянного действия неизбежно искажают денежно-кредитные условия и сокращают пространство для рыночного кредита при прочих равных.

Причем их влияние на спрос и инфляцию определяется не объемом тех бюджетных расходов, которые выделяются на субсидирование ставок, а тем приростом кредитования, который эти программы в экономике создает».

Зампред ЦБ дело говорит, так это и работает. Субсидируем на рубль, человек на радостях берет кредит на сотню — и именно эта сотня и создает избыточный спрос, который оборачивается ростом цен.

Поэтому в проинфляционном сценарии ЦБ ожидает среднюю ключевую ставку в 2025 году в диапазоне 16–18%, в 2026 году — 11,5–12,5%, в 2027 году — 8,5–9,5%. Но даже при таких жестких денежно-кредитных условиях инфляция замедлится до 4–4,5% только в 2026 году, а к целевому уровню 4% придет к 2027 году.

При этом уровень ВВП на конце прогнозного периода будет совпадать с уровнем ВВП в базовом сценарии. Это означает, что более высокая доля расходов на льготные программы приведет к росту цен, но не к росту производства. В случае же если нормализация бюджетной политики будет нарушена — цены будут расти еще быстрее.

А вот свободной валюты в стране станет меньше — в условиях более высокого внутреннего спроса и более высоких импортных цен, вызванных «защитой отечественного производителя», импортные товары будут дороже.

«Рисковый сценарий» — «Будет плохо»

КОРОТКО

Цены на нефть упали — потребление людей сократили, подняв налоги, ключевую ставку и стоимость кредитов.

«Рисковой сценарий», по мнению ЦБ РФ, реализуется, если к внутренним проблемам в российской экономике РФ прибавится значительное ухудшение внешних условий.

В случае если дисбаланс на финансовых рынках развитых стран обернется рецессией, то рецессия обернется снижением цен на нефть. От финансовых рынков развитых стран российская экономика в значительной степени изолирована, но экспортная валютная выручка — все еще ключевой фактор ее способности обеспечивать «выполнение задач» на западном фронте в сочетании с сохранением уровня потребления в стране.

В условиях низких цен на нефть и газ, а также сокращения внешнего спроса уровень экспорта существенно снизится, объясняет ЦБ РФ.

При действующих параметрах бюджетного правила это приведет к активному использованию ликвидной части ФНБ для нейтрализации шока, что создает риски исчерпания средств ФНБ уже в течение 2025 года.

Чтобы этого не допустить, потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к базовой цене нефти на уровне 40 долларов США за баррель к 2027 году. Сокращение базовых нефтегазовых доходов вследствие снижения цены отсечения в правиле приведет к бюджетной консолидации — снижению расходов бюджета в относительном выражении. Сокращение бюджетных расходов обернется сжатием внутреннего спроса и сокращением импорта.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Но если товарный экспорт в этой ситуации может сократиться с $426 млрд в 2024 году до $278 млрд в 2025 году, то снижение импорта будет более умеренным — с $291 млрд в 2024 году до $240 млрд в 2025 году. А есть еще и экспорт/импорт услуг.

В случае «рискованного сценария» счет текущих операций сократится с нынешних $72 млрд до $4–5 млрд в 2025–2026 годах и лишь в 2027 году вырастет до $19 млрд, объясняет ЦБ РФ.

Для сравнения: в 2022 году экспорт превышал импорт на $233 млрд при товарном экспорте в $592 млрд. С такими «лишними деньгами» ни правительство, ни регулятор могли не бояться никакой заморозки резервов и проводить какую угодно политику.

Таким образом, главной проблемой для РФ-экономики в случае реализации «рискового сценария» ЦБ РФ видит сокращение валютной выручки. Оно уже приведет не только к сокращению экспортной выручки, но и к сокращению импорта. Сокращение импорта обернется сокращением предложения товаров на рынке. Сокращение предложения обернется ростом цен.

И на этот риск власти ответят… правильно, сокращением потребления людей.

Инструментом ограничения потребления станет рост ключевой ставки и удорожание кредита (и еще правительство может ввести новые налоги, добавить штрафы).

«Инфляция в 2025 году вырастет до 13,0–15,0% из-за существенного сокращения предложения. Чтобы предотвратить раскручивание инфляционной спирали, Банк России будет вынужден существенно ужесточить ДКП. Ключевая ставка в среднем в 2025 году составит 20,0–22,0% годовых» (+ 6 п. п. к базовому сценарию)

В этом сценарии в России начинается рецессия. В 2025 году ВВП сократится на 3–4%, а в 2026 году — на 1–2%. К росту (на 2–3%) экономика переходит только в 2027 году.

Чего нам ждать?

Среди сценариев «Дезинфляционный» и «Проинфляционный» наиболее вероятным является последний, заключает ЦБ РФ.

«Проифляционный» сценарий вероятен, потому что работникам, которым много лет платили условные $400, стали платить условные $600, а пообещали еще больше — и те, естественно, пошли и взяли кредиты под будущую зарплату.

Корпоративное кредитование не обращает внимания на повышение ставки. Бизнес наращивает долг перед банками, в том числе, и потому, что дальше, как он считает, кредит будет еще дороже.

У части предприятий прибыльность позволяет обслуживать кредит и по ставке +20%, при этом повышая зарплаты.

А у кого-то, наоборот, бизнес стал убыточным, и кредит позволяет поддерживать на плаву текущую деятельность в ожидании, что жизнь наладится.

И «прибыльные», и «убыточные» компании в этой ситуации создают спрос на кредиты (т.е. на увеличение денежной массы), а финансовый регулятор и правительство «играют в две руки», переводя этот спрос в нужное русло — правительство, увеличивая бюджетные расходы, поддерживает спрос и прибыльность в приоритетных отраслях («производство»), финансовый регулятор — ужесточая денежно-кредитную политику, ограничивает спрос в отраслях, для правительства не приоритетных («потребление»).

Происходит своеобразное разделение российской экономики на две:

  • «бюджетно-производственную»
  • «кредитно-потребительскую»

Если принять этот факт, возможно представить себе, как правительство рассчитывает пустить эти две экономики по разным трекам: в «бюджетной экономике» цены могут и притормозить, а в «кредитной» — ну вы поняли.

P.S.

Неожиданно уместным здесь кажется комментарий авторов советского учебника «Политическая экономия» 1954 года, то есть готовили его еще при Сталине. Тем удивительнее кажутся «совпадения».

«Государственно-монополистический капитализм заключается в подчинении государственного аппарата капиталистическим монополиям и использовании его для вмешательства в экономику страны (особенно в связи с ее милитаризацией) в целях обеспечения максимальных прибылей монополиям и укрепления всевластия финансового капитала.

При этом происходит передача в руки государства отдельных предприятий, отраслей и хозяйственных функций (обеспечение рабочей силой, снабжение дефицитным сырьем, карточная система распределения продуктов, строительство военных предприятий, финансирование милитаризации экономики и т.п.) при сохранении в стране господства частной собственности на средства производства.

<…>

Монополии используют государственный бюджет для ограбления населения своей страны путем налогов и получения от государства заказов, приносящих огромные прибыли. Буржуазное государство под предлогом «поощрения хозяйственной инициативы» выплачивает крупнейшим предпринимателям громадные суммы в виде субсидий. В случае угрозы банкротства монополий они получают от государства средства для покрытия убытков, а их задолженность государству по налогам списывается».