Когда-то он написал такое стихотворение:
Родился — шла Столетняя война.
Женился — шла Столетняя война.
Все думал — скоро кончится она.
А умер — шла Столетняя война.
По нынешним временам — многократно преступные стихи; автора оправдывает разве что смерть в октябре 2001-го. Читающего же не оправдает ничто; разве — осторожные сограждане на месте запрещенного слова поставят многоточия.
И что? Спасут многоточия?
Сашины стихи (все!), даже, казалось бы, самые веселые и бодрые, оказываются со временем наполненными не усмотренным когда-то другим смыслом, проросли нешумной мудростью. Все больше самых безобидных в момент написания строк заставляют сегодняшних цензоров нервно хвататься за карандаш. А что вычеркнешь? Слишком многое придется вычеркивать.
Причем сам-то он никакой фиги в кармане никогда не держал.
И нет свободы.
И волк в степи
Просто на самой большой цепи.
И когда, уйдя в свою степь,
Он садится выть на луну,
На что он жалуется —
На цепь
Или на ее длину?..
Где-то в конце 70-х ему был устроен вечер в Центральном доме литераторов. Забежал на пару минут («Извините, я сейчас со вдовами встречаюсь…». Какие вдовы, откуда?..). Евтушенко в каком-то удивительном разноцветном наряде, выступил, сказал: «Нас никого не надо печатать, меня не надо. Но Сашку издайте!..»
Не преминул добавить: «Одно замечание. Мне в его стихах не хватает веры в то, что ими он может изменить мир». Конечно же, привел в пример себя. Евтушенко, оказывается, побывал в Португалии при фашистском еще режиме, читал в компании молодых офицеров; один из них, так и не снявший весь вечер плаща, потом сказал: «Вы единственный мною виденный человек, который убежден, что от него так много зависит. Я буду думать над этим. Поклонился и ушел». Кто это, спросил Евтушенко. Генерал ди Спинола, ответили ему.
Естественно, потом продумавший слова русского поэта генерал ненадолго возглавил португальскую революцию, ароновский вечер в ЦДЛ проходил как раз во время его кратковременной популярности в СССР…