Комментарий · Экономика

Как «исправить» деньги?

Редактор отдела экономики «Новой» — о том, возможно ли остановить российскую инфляцию

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Инфляция в июле увеличилась в большинстве регионов, сообщил Центральный банк.

В среднем по России годовая инфляция составила 9,13% (к июню — 8,59%). Такое увеличение означает, что прирост цен в июле был выше, чем год назад. Рост цен ускорился в 76 регионах, наиболее значительно — в Северо-Кавказском федеральном округе, менее всего — в Северо-Западном федеральном округе.

Основной фактор роста цен — индексация коммунальных тарифов, которые в этом году были повышены сильнее обычного. Этот фактор обеспечил вклад в рост цен в размере 0,57 процентного пункта в измерении год к году (тарифы, по оценке Росстата, в среднем выросли на 9,9%). К тому же в июле прошлого года тарифы не поднимались, что создает низкую базу сравнения, объясняет финансовый регулятор. Также ускорился рост цен на нефтепродукты, а цены на овощи и фрукты снижались гораздо слабее, чем обычно в июле.

При этом июньское укрепление рубля, судя по данным, не повлияло на инфляцию — рост цен на большинство товаров, цены на которые наиболее чувствительны к изменению курса, почти не изменился в июле по сравнению с июнем.

Но есть и хорошие новости. 

На большинство товаров и услуг рост цен замедлялся — за июль мясопродукты, куриные яйца, легковые автомобили, электроника и зарубежный туризм подорожали слабее, чем в июле прошлого года. В то же время быстрее стали дорожать молочные продукты и авиаперелеты.

Ускорился и рост цен на бензин. Если за 13 недель, прошедших с 6 февраля по 6 мая 2024 г. розничные цены на автомобильный бензин выросли в общей сложности на 0,8%, то за последующие 13 недель (с 7 мая по 5 августа 2024 г.) — на 4,3%, согласно данным Росстата

Однако обесценивание денег сильнее всего касается тех, у кого этих денег немного.

Стоимость минимальной месячной корзины продуктов для россиян с начала года выросла на 10,6%. Таким образом, набор питания на одного человека в среднем обойдется в 6656,5 рубля, — говорится в сообщении ассоциации «Руспродсоюз», которое цитирует ТАСС.

В ассоциации отметили, что стоимость минимальной продуктовой корзины в Москве составит 7976,3 рубля, в Санкт-Петербурге — 7677,2 рубля.

Дороже всего, по оценкам ассоциации, продукты стоят на Чукотке (15241,7 рубля) и в Магаданской области (11075,6 рубля). Дешевле всего продовольственные товары можно найти в Мордовии (5244,1 рубля) и Липецкой области (5466,9 рубля).

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

По данным Росстата, продовольственные товары в России в июле 2024 года подорожали на 9,67% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Потребительские цены к 5 августа с начала 2024 года увеличились на 4,99%.

Как же может выглядеть тот «набор калорий», который можно купить на эти деньги, — очевидно, это самые дешевые продукты, под собственными марками торговых сетей. Там как раз можно уложиться в 100–150 рублей в день и даже еще останется — можно себе пару раз в месяц устраивать праздники и покупать немного (совсем чуть-чуть) нормальных продуктов, отмечает эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.

Если 26 апреля ЦБ РФ прогнозировал инфляцию в 4,3–4,8% на декабрь 2024, то всего три месяца спустя финансовый регулятор повысил инфляционный прогноз до 6,5–7,0%.

Чтобы прогноз ЦБ РФ в 6,5–7% годовой инфляции сбылся, текущие темпы роста цен должны в оставшиеся месяцы замедлиться более чем вдвое по сравнению с показателями последних трех месяцев.

Насколько вероятен такой сценарий?

Судя по настроениям сегодняшнего дня — не особенно.

От молока до машин

На днях «КоммерсантЪ» сообщил о том, что производители продуктов питания уведомили ритейлеров о повышении в августе-сентябре 2024 года закупочных цен на 5–40%.

Соответствующие обращения направили производители кондитерских изделий Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка», хлеба «Каравай», пивных напитков «Балтика» и AB InBev Efes. О намерении поднять цены заявили и сразу несколько крупных молочных заводов: «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Экомилк», Health & Nutrition (ранее Danone), «Милком», «Пискаревский молзавод». Причина — в сдерживании цен на фоне перепроизводства прошлого года и рост мировых цен на молочные жиры, которые продолжают закупать российские компании.

Производители также жалуются на рост ключевой ставки (и, соответственно, снижение доступности кредитов), дефицит кадров и проблемы с обслуживанием иностранного оборудования.

Правда, ни производители, ни представители «Магнита», X5, «Азбуки вкуса», «Ленты» и Metro Cash & Carry не ответили «Ъ» на соответствующие запросы.

Ждать ли нам такого же резкого роста цен? Да, цены вырастут, но не сразу, объясняет Михаил Лачугин.

комментарий эксперта

Михаил Лачугин,
экономист

Такие письма — это, прежде всего, обозначение позиции, приглашение к диалогу. Порой сложному, многоуровневому, в результате которого стороны приходят к компромиссу. Иногда на это уходит много недель или даже месяцы.

  • Во-первых, направление писем с предложением повысить цены на свою продукцию — это рутинная работа и часть нормального взаимодействия любого поставщика с ритейлером. В этом нет ничего необычного. Сети получают сотни таких писем каждый месяц.
  • Во-вторых, получая это письмо, ритейлер может далеко не сразу на него ответить — есть регламентные сроки, позволяющие оттягивать момент ответа.
  • В-третьих, даже когда сеть отвечает на такое письмо, то ни о каком принятии всех условий поставщика (какие бы железобетонные факты там ни были приведены) речи не идет. Сети, как правило, предлагают искать компромиссные варианты. Среди них:

Ротация ассортимента — какие-то позиции могут вывести, если по ним не удается договориться, какие-то ввести, более дешевые.

Усиление промоактивности — когда поставщику согласовывают повышение цен на определенные позиции, но взамен предлагают ему давать больше скидок для проведения акций.

Согласование повышения цен, но на меньший % от того, что хотел поставщик.

Оттягивание повышения цен на ряд позиций (по каким-то готовы повысить сразу, взамен по другим оттянуть это на энное время).

Таким образом, процесс повышения цен в торговых сетях не такой прямолинейный и быстрый, как может показаться, и от момента отправки письма об изменении цен до самого изменения могут проходить месяцы.

Китайские авто захватили рынок и подорожают

Но бывает, что продавцы не могут повлиять на поставщиков. Обстоятельства сильнее.

Так, автодилеры с сентября поднимут цены на импортные китайские машины минимум на 10%, рассказал «Известиям» президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.

Причина подорожания заключается в проблеме с банковскими расчетами между РФ и КНР. Летом ситуация усугубилась: 

крупные китайские банки, которые ранее принимали деньги от российского бизнеса для оплаты поставок из КНР, затормозили работу,

указывает РОАД. С июня средства могут идти месяц и даже два, платежи «зависают» между двух стран, а иногда и возвращаются, объяснил Подщеколдин. В результате автодилеры не могут оплатить заказы на авто и запчасти.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Кроме того, снизилась и доступность кредитов, объясняют в РОАД. Ставка по коммерческим кредитам выросла до 26–30%, «При такой стоимости денег бизнес теряет по 2% в месяц, не имея никакой отдачи. С учетом двухмесячного подвисания оборотных средств продавцы автомобилей лишились примерно 8% вложений, что обязательно отразится на себестоимости доставок и на цене автомобилей», — рассказал Алексей Подщеколдин.

На всякий случай: по итогам 1-го полугодия 2024 г. в России было продано 719 тыс. новых легковых автомобилей, при этом в июне более 60% продаж пришлись на китайские бренды, а топ-10 марок заняли 70% рынка. 9 из 10 наиболее продаваемых марок автомобилей на российском рынке — китайские. Стоимость нового китайского автомобиля, продаваемого в РФ, по данным Российской ассоциации автомобильных дилеров, достигла 3,8 млн руб. По итогам июня 2024 года китайские автомобили заняли почти 62% рынка РФ — и это рекорд, сообщал «Автостат».

«Неисправные деньги»

В целом высокая инфляция формируется под влиянием сильного спроса, который пока опережает возможности расширения производства. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий, объясняет ЦБ РФ в комментарии «Динамика потребительских цен».

Финансовый регулятор прав: сильный спрос — производная от активного кредитования людей, которое и «поддерживает» экономику. Россияне продолжают набирать кредиты, не обращая внимания на высокий уровень ставок. На начало июля 2024 года совокупный объем ссуд населения обновил рекорд и достиг 37 трлн рублей. За первое полугодие показатель увеличился на 3,4 трлн. За аналогичный период 2023-го рост составил 2,6 трлн, хотя ставки были значительно ниже.

В современной денежной системе кредит — это новые деньги, которые создает банк в момент транзакции. Получатель кредита отдает эти деньги продавцу, который выплачивает их сотрудникам, поставщикам, акционерам, правительству. Можно сказать, что коммерческие банки и есть тот денежный принтер. Однако банки выдают кредиты, если есть реальный спрос (ну или как минимум они посчитали, что есть спрос).

Откуда же берется ажиотажный спрос? Из неуверенности людей в том, что в будущем они смогут купить те же товары в тех же объемах, что и сейчас.

Чтобы обеспечить «выполнение задач» в сочетании с сохранением потребительской витрины, финансовый регулятор и правительство создали условия, в которых люди и компании стали брать кредиты без оглядки на ставку (да, это и есть денежная эмиссия, только, как говорили раньше, по просьбам трудящихся).

На макроуровне все это немножко похоже на МММ — там нужно было успеть вложить деньги раньше, чтобы получить свои проценты за счет тех, кто принесет деньги позже, а здесь нужно взять кредит раньше (все равно по какой ставке), чтобы успеть отоварить этот кредит до того, как вырастут цены.

А цены вырастут благодаря эмиссии за счет кредитов, которые люди и компании возьмут позже.

Финансовый регулятор и правительство в полной симфонии подыгрывают этой кредитной волне — потому что именно она позволяет поддерживать потребительский сектор экономики, в то время как правительство бросило все ресурсы на «выполнение задач».

Но в этой ситуации рост ключевой ставки тормозит кредитную активность не во всей экономике, а только в той ее части, которая обеспечивает потребление людей. И люди это понимают, опасаясь, что выбирать им придется не между дешевыми и дорогими товарами, а между очень дорогими товарами и их отсутствием — как только «производственный сектор» поглотит ресурсы «сектора потребительского».

И если допустить, что в какой-то момент регулятор сделает ставку 50% — то люди могут ответить, — значит, мы будем брать кредиты под 60%, потому что потом обязательно найдется тот, кто возьмет их под 70%. С соответствующими последствиями для цен и для ценности денег.

Причины, следствия и результаты такой политики русские люди превосходно осознавали еще четыре века назад. У великого историка Сергея Соловьева мы читаем:

«Посол Мерик жаловался, что английские купцы потерпели большие убытки … от Смутного времени, от грабежа и от того, что обедневший народ не покупает их товаров, наконец, от того, что деньги русские стали легче весом: прежний рубль равнялся 14 шиллингам английским, а теперь тот же рубль стоит всего 10 шиллингов

… на жалобу Мерика, что новые деньги делаются легче весом, бояре отвечали: …царская казна разграблена, а служивых людей умножилось, и жалованья дать нечего; …; так поневоле деньги стали делать легче, чтоб государство было чем построить и служивых людей пожаловать,

…да и не новое то дело: во многих государствах то бывало в воинское время, не только золотые или деньги бывали дороже или легче прежнего, во многих государствах торговали медными или кожаными деньгами, и теперь медными деньгами торгуют мало не везде: а как скоро которое государство поисправится, то опять и деньги поправляются, а укоризны в том нет никакой…»

(Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 18 тт. М.: Мысль, 1990. Кн. 5. Т. 9–10. 718 с.)