1 августа состоялся обмен политзаключенными. Это событие, благодаря которому 16 человек, сидевших в российских тюрьмах, получили свободу, не могло не найти отклик в письмах, которые мы получаем от сидельцев. Публикуем фрагменты этих писем.
В июле в своей регулярной рассылке новостей в зону автор «Новой» Борис Вишневский* рассказал об инициативе московских властей отменить бумажные бюллетени на выборах, чтобы сохранить деревья. Также в этом письме пересказывалось интервью с ленинградской блокадницей Людмилой Васильевой, которая пыталась баллотироваться на муниципальных выборах с пацифистскими лозунгами, но не набрала достаточное число подписей. На это письмо мы получили новые ответы.
Алексей Поликовский написал о виртуальном государстве Нутопия, основанном Джоном Ленноном и Йоко Оно в 1973 году, а теперь у государства есть сайт и цифровые удостоверения личности, что впечатлило некоторых наших адресатов.
Журналист Елена Костюченко, последние два с половиной года живущая за пределами России, читает лекции 20-летним студентам и последний семестр посвятила политзаключенной Саше Скочиленко. «Был ли выбор у Саши? — спрашивает Лена. — Могла ли она не протестовать? В культуре этих детей выбор — ключевое понятие, и они впервые засомневались, есть ли он на самом деле». «Только вы можете сказать им, есть ли этот выбор, — пишет Лена. — Какой он». Ей отвечают.
Актриса Мария Машкова написала политзаключенным трогательное письмо, в котором описала свой быт за границей и стирку белья в прачечной, где ничего не отстирывается, а также свою мечту — увидеть бабушку с дедушкой, а еще обрести чувство дома и чистоты (во всех смыслах). Павел Крисевич рассуждает о важности стирки в тюрьме.
Мы продолжаем получать отклики на статью Елены Панфиловой о природе ненависти — в рамках работы Лаборатории будущего «Новой газеты» наши коллеги опрашивают россиян об их отношении к Европе, Западу и к конкретным странам. Например, в одной из фокус-групп назвали ассоциации, связанные с президентом Франции, — червяк, крыса, таракан. Елена считает, что это тот самый язык ненависти, который много раз в истории являлся спутником катастроф.
Также в этом выпуске — ответы заключенных журналистке Ольге Алленовой о том, что помогает им жить в заключении, и автору «Новой» Зое Световой, рассказавшей о приговоре авторам спектакля «Финист Ясный Сокол» Евгении Беркович и Светлане Петрийчук.
А Андрей Трофимов, осужденный за антивоенные высказывания, делится с нами своим эссе «Траектория «Истребителя», написанным в заключении.
В соответствии с законодательством РФ мы вынуждены публиковать эти письма с некоторыми сокращениями и цензурными ограничениями.