«Весь поглощен учебой»
— Ты родился в немецком городке Монтабаур. В 12 лет переехал с мамой в Майкоп. Это время в России ты с теплотой вспоминаешь или хочешь забыть? С кем-то поддерживаешь связь?
— Это тяжелый вопрос. Меня связывают те события, которые я пережил. В первую очередь — люди, которые меня поддерживали [писали письма в заключении], и учеба. Мои одноклассники после уголовного дела перестали со мной общаться. После того как в школе узнали, что я сижу в тюрьме, провели родительское собрание и всех предупредили, чтобы со мной никто не переписывался и никак не связывался.
Последние годы вспоминаю с теплотой. Тогда был очень занят учебой, в олимпиадах участвовал. Часто ездил в Кавказский биосферный заповедник, ходили с другом и его мамой в походы, собирали образцы для гербария и ставили фотоловушки, чтобы вести учет животных.
— Как одноклассники в Майкопе относились к тому, что ты из Германии?
— Я им казался будто приехавшим с другой планеты. Хотя меня тепло приняли, у нас был дружный класс. Однажды я ходил по коридору, а учительница накричала на меня, что тут не место немцам. Но эта история быстро улеглась. В другой раз мне на спину повесили листок «неофашист». Это были единичные случаи, я не назвал бы это буллингом. В России часто вспоминают о Великой Отечественной войне, и поэтому использовали этот контекст, чтобы меня задеть. В России у людей может быть предвзятое отношение к человеку, если он из другой страны.