В дискуссиях, осмысляющих опыт российского либерализма 1990—2010-х, практически не затронутым остается один аспект, который мне кажется критически важным. Речь идет обо всем, что связано с постсоветской памятью о Великой Отечественной войне, победой, ее мифологией и оформляющими эту мифологию ритуальными практиками.
Интеллигентский мемориальный нарратив десятилетиями строился по известной довлатовско-бродской формуле «Если Евтушенко против, то я за». В данном случае, правда, роли распределились более привычным образом: условный «Евтушенко» был скорее за, а либеральная интеллигенция — против. Но сути дела это не меняет.
Устойчивое недоверие ко всему официозному, спускаемому сверху, возникло в околодиссидентских кругах еще в позднесоветский период. Это не могло не затронуть и государственный культ победы — впрочем, куда более умеренный, чем сейчас. В перестроечные и постперестроечные годы альтернативная история ВОВ почти стала мейнстримом, но потом стремительно откатилась с завоеванных было позиций. Многие либеральные исследователи до сих пор считают, что ее утверждению помешала государственная пропаганда, ловко нейтрализовавшая низовой запрос на новую правду о той войне.
Пропаганда, конечно, сыграла свою роль: как минимум с середины 2000-х Кремль взял тему войны в плотную разработку. Но налицо и «сбой в канале связи», неверная интерпретация народных чаяний.