«Количество смертей, которое было в финских концлагерях, в процентном отношении превосходит то, что делали немцы на оккупированных территориях. В этом отношении финский фашизм во многом страшнее, чем агрессия фашистской Германии» — такими историческими откровениями объяснял причины, побудившие к работе над проектом «Фашизм по-фински, уроки истории и наши дни», петербургский политолог Дмитрий Солонников, один из его авторов и разработчиков.
На днях в Северной столице, в Региональном информационном центре ТАСС Санкт-Петербурга, состоялась презентация этого проекта. Он предполагает создание документального фильма, серии видеороликов и проведение встреч с молодежью. Основным организатором проекта стал Институт современного государственного развития, возглавляемый Дмитрием Солонниковым, при участии Петербургского государственного университета, Ленинградского областного университета имени А.С. Пушкина и кафедры отечественной истории университета Петрозаводска.
Дмитрий Солонников. Фото: соцсети
Это уже второй подобный проект: первым был фильм «Фашизм по-украински», сделанный в прошлом году. Оба проекта реализованы на средства гранта, выделенного Президентским фондом культурных инициатив. Снятые фильмы предполагается перевести на несколько европейских языков, чтобы, по словам авторов проекта, «информация дошла и до зарубежной аудитории».
— Мы будем говорить о возрождении фашизма в Финляндии, о претензиях на великую Финляндию, — сообщил Дмитрий Солонников.
Финское наступление
Публичные упреки со стороны российских политиков и пропагандистов в адрес Финляндии в том, что во время Второй мировой войны финская армия расстреливала советских военнопленных и уничтожала мирное население, стали периодически появляться в прессе вскоре после 2014 года. Массированное наступление российской пропаганды на «финском фронте» стало особенно заметным в 2018 году, сразу после второго ареста карельского правозащитника Юрия Дмитриева.
Тогда, в августе 2018-го, группа копателей под руководством членов Российского военно-исторического общества (РВИО) начала раскапывать могильные ямы в мемориальном урочище Сандармох. Они пытались доказать, что там хоронили не только узников ГУЛАГа, расстрелянных сотрудниками НКВД, но и советских граждан, убитых финскими военными в годы Великой Отечественной войны. Останки нескольких человек, которых члены РВИО посчитали «жертвами финской военщины», были отданы на экспертизу. Экспертиза версию РВИО не подтвердила, останки спустя три года перезахоронили на городском кладбище в карельском Медвежьегорске.
Юрий Дмитриев в суде. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Весной 2020 года на сайте СК РФ неожиданно появилось объявление, что Следком начинает расследование предполагаемого финского «геноцида» в отношении советского гражданского населения в Карелии в 1941–1944 годах. Но через несколько дней это сообщение исчезло с сайта — как будто СК лишь предупреждал Финляндию, что ей грозит, если она будет себя «плохо вести».
Вскоре «предупреждения» обернулись судебными процессами: осенью 2022 года российские суды вынесли два заключения, которые, по мнению судей, доказывают вину финской армии в геноциде мирного населения во время Великой Отечественной войны. Одно решение вынес суд Ленинградской области по событиям в Выборгском районе и на Карельском перешейке. Второе решение принял Городской суд Петербурга: он признал блокаду Ленинграда геноцидом и указал, что нацистским оккупантам помогали воинские формирования ряда европейских государств, в том числе Финляндии.
В августе 2023 года участники мотофестиваля Baltic Rally, проходившего в Выборге, устроили мотопарад на границе с Финляндией. Колонна мотоциклистов под российскими флагами проехала от Выборга вдоль Сайменского канала до пограничного перехода Брусничное напротив финского пограничного пункта Нуйямаа. Возглавил колонну Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области, страстный поклонник мотоциклов Harley-Davidson. Он украсил свой «харлей» большой красной звездой и в таком патриотическом американо-советском мотоприкиде отправился к финской границе, чтобы передать финнам «победный сигнал», как прокомментировали этот демарш некоторые российские СМИ.
В рамках Разговоров о важном состоялась лекция-беседа, посвященная проекту «Фашизм по-украински». Фото: соцсети
Финны близко, шведы далеко
Месяц назад началось новое «наступление» на Финляндию: Рашид Нургалиев, первый замсекретаря Совбеза РФ, опубликовал на сайте ведомства статью к 80-летию освобождения Петрозаводска. В ней он обвинил финнов в геноциде гражданского населения. И заявил, что Финляндия «стремится к реваншу», то есть к возвращению земель, захваченных в ходе той войны, что она «вынашивает новые чудовищные планы по уничтожению славян» и продвигает проект «Великой Финляндии».
Рашид Нургалиев. Фото: Алексей Майшев / POOL / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Эти заявления господина Нургалиева почти слово в слово повторяли участники пресс-конференции, особенно напирая на «возрождение финского фашизма». Который, по мнению авторов проекта, не только совершал преступления в прошлом. Главное, как не раз заявляли выступавшие в петербургском центре ТАСС политологи и историки, — «финский фашизм» и сегодня играет ключевую роль в действиях правительства Финляндии.
— Это, конечно, полная ерунда, — говорит известный финский историк Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen). — Правые политики в Финляндии, безусловно, есть, но они не играют никакой заметной роли в реальной деятельности правительства. И вообще — наши правые по своим взглядам скорее похожи на американских левых.
Обвинения российской пропаганды в адрес финских военных, которые якобы совершали геноцид в отношении мирного населения оккупированных ими территорий, Тимо Вихавайнен считает сильно преувеличенными.
Тимо Вихавайнен. Фото: Википедия
Во время войны, рассказывает историк, на оккупированных землях финны создали около полутора десятков лагерей. В них содержали военнопленных, а также мирное население, которое финны планировали переселить с этой территории.
Да, действительно, смертность в этих лагерях была высокой, почти треть советских военнопленных умерла — главным образом, от голода.
— Если говорить о гибели финских военнопленных в советских лагерях, то практически половина пленных финнов не вернулась из советских лагерей, — говорит Тимо Вихавайнен. — И почему российская пропаганда не вспоминает, что после войны были арестованы десятки финских военных чинов и гражданских политиков? Что Финляндия расследовала несколько тысяч различных дел о преступлениях военных и что серьезные сроки получили десятки человек? Ведь все эти документы доступны в наших архивах, с ними легко можно ознакомиться.
Группа красноармейцев с захваченным флагом Финляндии. Фото: википедия
Авторы проекта как раз считают, что это они в своих фильмах и роликах сообщат аудитории чистую правду и откроют, наконец, всем глаза на подлинные исторические факты. На вопрос корреспондента «Новой», а что мешало сделать это лет 20 назад, почему вдруг именно сейчас начинается проект, обличающий «фашизм по-фински», авторы замысла ответили с предельной откровенностью.
— Потому что 20 лет назад Финляндия не вступала в НАТО, там не размещались ударные группировки НАТО, — пояснил Дмитрий Солонников. — Да, и тогда историки исследовали события войны, но тогда это были исторические исследования, а не публицистические, не политические, не в актуальности сегодняшнего времени.
И в продолжение разговора, отвечая на вопрос, значит ли это, что следующий проект будет про «фашизм по-шведски», господин Солонников заявил: «Нет, следующий проект будет про фашизм в Прибалтике, Швеция от нас чуть дальше».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68