Кампания 2024 года стала одной из самых сложных для Мадуро и даже после объявления официальных результатов избирательной комиссии не закончилась. Оппозиция не признала 51% голосов за Мадуро, ссылаясь на результаты на отдельных участках, которые есть на руках у Марии Мачадо. Страну захлестнули протесты, 16 человек погибли во время столкновений с правительственными силами. Около 2000 человек задержано, а Мадуро обещает, что в этот раз пощады ждать не стоит. Этим он отсылает к другим скандальным выборам — 2018 года. Тогда в стране было двоевластие: спикер Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо провозгласил себя временно исполняющим обязанности президента. Сегодня против него заведено несколько уголовных дел, он живет в США и преподает во Флориде.
Фальсификации, поменявшие результат
Международное сообщество разделилось и по-разному смотрит на итоги выборов. Россия поздравила Мадуро с победой, а вот Аргентина, Перу, Эквадор, Уругвай, Коста-Рика и Панама признали победителем оппозиционера Уррутиа. США тоже отказали Мадуро в победе и вместе с семью странами ЕС требуют разместить все протоколы голосования в открытом доступе.
Тут возникает логичный вопрос: а как другие страны знают, кто победил? И на это отвечает Марина Мачадо, лидер оппозиции.
Оппозиция еще до выборов сосредоточилась на том, чтобы четко фиксировать процесс голосования, наблюдать за участками и собирать любые печатные доказательства того, как идут выборы. Первым инструментом стали exit-polls — опросы проголосовавших на выходе из мест для голосования. Независимые социологические службы отдали 65% Уррутиа и от 14 до 31% Мадуро.