«Убыли» в неизвестном направлении
29 июля стало известно об исчезновении из мест заключения сразу четырех политических заключенных: Олега Орлова*, Лилии Чанышевой, Ксении Фадеевой и Александры Скочиленко. Поступали сообщения, что они были вывезены в неизвестном направлении, и об их местонахождении долгое время ничего не говорили.
О первой подозрительной пропаже рассказал муж экс-главы уфимского штаба Навального** Лилии Чанышевой Алмаз Гатин. 28 июля ему отказали взять передачку супруге в ИК-28 в Березниках Пермского края. Тогда же сообщили, что 26 июля Чанышева «убыла из учреждения». Последний раз Гатин общался с ней 22 июля по видеосвязи.
Исчезновение сопредседателя «Мемориала»* Олега Орлова* обнаружил его адвокат в СИЗО-2 Сызрани. 29 июля защитник приехал на встречу с ним и узнал, что его подзащитный тоже «убыл». Куда, когда и зачем сообщить отказались без письменного запроса. Между тем 25 числа адвокату Орлова сообщили, что после апелляции на приговор материалы дела еще не поступили в Мосгорсуд. Это означает, что Орлова не имели права этапировать в колонию.
Из новосибирской колонии ИК-9 с формулировкой «убыла» пропала бывшая глава томского штаба Навального** Ксения Фадеева. Тогда же группа поддержки художницы Александры Скочиленко писала, что ее внезапно этапировали из питерского СИЗО-5 в неизвестном направлении. «Сашу увезли из «Арсеналки». Как говорят в СИЗО, — в Москву», — сообщили в группе поддержки. При этом на тот момент у нее было назначено свидание с подругой Соней. О том, что Скочиленко нет в СИЗО, стало известно случайно — вернулось «ФСИН-письмо» с пометкой «адресат убыл».
В разговоре с «Новой» Виктория Лик, мама одного из самых юных политзаключенных Кевина Лика, рассказала: ее сын успел рассказать, что 26 числа его заставили во время посещения бани выйти и подписать прошение на помилование. Потом связь с ним в ИК-14 «Горка-Муравьевская» Архангельской области прервалась, и о его местонахождении не было ничего известно. 30 июля Виктория с помощью сервиса отправки электронных писем получила уведомление, что ее сын больше не числится в колонии. Позднее она узнала, что Кевина вывезли из колонии спецконвоем.
Источник «Новой» в мордовской ИК-17 также рассказал, что 27 июля из колонии этапировали американца Пола Уилана. По словам собеседника, бывшего морского пехотинца готовили к обмену и так же дали на подпись прошение о помиловании.
Позже стало известно об исчезновении других политзэков. Так, адвокату оппозиционера Ильи Яшина* сообщили, что его увезли из ИК-3 в Смоленской области в неизвестном направлении. Несколько дней защитники политика Владимира Кара-Мурзы* не могли попасть к нему в омскую ИК-6. Во ФСИН сообщили агентству Reuters, что его переводят в другое место, куда именно — не уточнили.
Адвокаты политзаключенных никак не могли объяснить происходящее. Правозащитники с осторожностью предполагали, что готовится обмен и, возможно, из мест заключения политзаключенных доставили в СИЗО «Лефортово». Журналисты обнаружили на сайте президента, что 30 июля Путин издал несколько указов, однако в открытом доступе отсутствуют документы с номерами от 636 по 642 включительно — ими он мог помиловать заключенных в рамках подготовки по обмену. Таким же образом были засекречены указы о помиловании 52 женщин к 8 марта этого года.