Руководитель московского буддийского дзен-центра Илья Васильев арестован в конце июня. В московском СИЗО № 7 в Капотне он ожидает судебного процесса по делу о «фейках», касающихся действий ВС РФ. Ранее страну вынужденно покинул глава Объединения буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, получивший клеймо «иноагента». За пацифистскую позицию репрессиям в РФ подверглись и другие буддисты.
Вместе с тем Буддийская традиционная сангха России (БТСР) с центром в Бурятии с первых дней СВО заняла официальную позицию, стараясь не уступать РПЦ. И выражение «боевые буряты» стало общеупотребительным.
На этом фоне лидер мирового буддизма Далай-лама XIV, получивший в 1989-м Нобелевскую премию, почти не реагирует на происходящее на территории Украины. Неужели ключевой буддийский принцип «ахимсы» (ненасилия) позволяет спокойно относиться к боевым действиям и мешает ли буддийская отрешенность от мирских страстей активному миротворчеству?
Немного теории
«Не убивать живых существ» — первая из пяти заповедей всех школ буддизма. Эта религия считает насилие и его плоды высшей формой страдания, призывая к полному отказу от применения силы. Ведь оно ухудшает карму и ведет к «перерождению в нижних мирах» (аналог ада).
Примером тут, естественно, служит биография самого Будды Шакьямуни (принца Сиддхартхи Гаутамы из индийского царского рода Шакья). Успех его учения среди соотечественников, по преданию, привел к тому, что могущественное царство Шакья было завоевано соседями, а его народ подвергся геноциду. Трижды Будде удавалось предотвратить военный конфликт, но в четвертый он уступил, признав, что покорение Шакьи — карма его жителей.
Подобную позицию занял уже в ХХ в. нынешний Далай-лама, покинувший родной Тибет, уступив агрессии КНР и даже запретив тибетским партизанам бороться против завоевателей. Эти исторические прецеденты — ключ к пониманию буддийского восприятия военных действий.
Как и всякая мировая религия, в ходе исторического развития буддизм, сталкиваясь с реалиями мира сего, в частности — с вооруженными конфликтами, вносил уточнения в первоначально-идеальную доктрину. Буддологи говорят, что военные метафоры получили развитие в Палийском каноне буддийских текстов, который лежит в основе школы Тхеравада, господствующей на Шри-Ланке и в Мьянме (в этих странах имел место геноцид в отношении мусульманских меньшинств). Как отмечает буддолог Андрей Терентьев, Палийский канон сравнивает монахов с воинами, признает благородство военной службы, рассказывает об участии Будды в военных действиях и о достижении военачальниками просветления. Образы буддийского монаха-воина и монастыря как военной дружины характерны для средневековых культур Японии, Кореи и Тибета.