Сюжеты · Политика

Вот такая демократия

Взгляд из ложи прессы на избрание главы Еврокомиссии

Александр Минеев, соб. корр. в Брюсселе

В крайне турбулентном ныне западном мире случилась преемственность. Европейский парламент нового состава 18 июля утвердил на второй срок главой исполнительной власти Евросоюза немку Урсулу фон дер Ляйен. Значит, на ближайшие пять лет в политическом курсе европейского корабля радикальных перемен не предвидится, несмотря на электоральную бурю, которая до этого потрясла Старый континент и проявила мощь крайне правых, националистов.

Урсула фон дер Ляйен во время выступления с речью на пленарном заседании Европарламента. Фото: Zuma \ TASS

С высоты ложи для прессы Европарламента в Страсбурге невооруженным глазом заметны изменения в депутатском корпусе в результате «евровыборов» 6‒9 июня.

Расширился сектор справа от центра, в котором отведены места для депутатов созданной по инициативе венгерского премьера Виктора Орбана фракции «Патриоты за Европу». В ней — крайне правые партии, среди которых Национальное объединение Марин Ле Пен.

В задних рядах того же сектора — места фракции «Европа суверенных наций» (ЕСН), где правит бал «Альтернатива для Германии». Ближе к центру расположились евроскептики из «Европейских консерваторов и реформистов» (ЕКР). Основу этой фракции составили «Братья Италии» премьера Джорджи Мелони и польская «Право и справедливость».

Всякий раз, когда основная часть зала аплодировала оратору, правая четверть солидарно бойкотировала овацию. Когда в центре и левее звучали бурные продолжительные аплодисменты, справа раздавались возгласы «долой!».

Против фон дер Ляйен голосовала крайне правая четверть, а также крайне левые, в числе которых победители французских выборов из «Непокоренной Франции».

После июньских выборов в Европарламент, где крайне правые совершили опасный для политического центра рывок, и после выборов в Национальное собрание Франции, где триумфаторами и вовсе стали крайне левые и крайне правые, переизбрание фон дер Ляйен многим в Брюсселе представлялось «почти невыполнимой миссией».

Председателя Еврокомиссии по традиции подбирают в ходе консультаций несколько глав государств и правительств, принадлежащих к политическим семьям мейнстрима. В данном случае это были грек Кириакос Мицотакис и поляк Дональд Туск — от правоцентристов, испанец Педро Санчес и немец Олаф Шольц — от социалистов, француз Эмманюэль Макрон и голландец Марк Рютте — от либералов. Предложенная ими кандидатура должна получить (и получила) большинство голосов в Евросовете, состоящем из лидеров всех 27 стран — членов ЕС. Но последнее слово — за Европарламентом.

Сессия Европейского парламента — выборы президента Комиссии. Фото: dpa / picture-alliance


В этой ассамблее из 720 депутатов при новом раскладе более сотни голосов у крайне правых, которые ни при каких условиях не проголосовали бы за нее. Еще несколько десятков у крайне левых, которые тоже в любом случае против.

Твердая поддержка — только от своей Европейской народной партии (ЕНЛ), крупнейшей фракции Европарламента, в которую входят и христианские демократы Германии. Но 188 депутатов — этого недостаточно для победы. Нужно 360 плюс 1.

Большой задачей фон дер Ляйен было сохранить на борту большую часть депутатов своей широкой коалиции — христианских демократов, социалистов и либералов, одновременно притягивая зеленых, избегая полного отчуждения правых

и привлекая по возможности хотя бы часть голосов консерваторов-евроскептиков из ЕКР.

В последнем случае был большой соблазн сблизиться с главой правительства Италии Мелони, которая была в электоральном смысле самым легитимным из лидеров стран ЕС и партия которой играет ведущую роль в ЕКР. Но тогда фон дер Ляйен потеряла бы поддержку социалистов и либералов, для которых на Мелони по-прежнему стоит печать «идейной наследницы Муссолини». Шахматный расчет и эквилибристика канатоходца. Немка решила остаться на расстоянии от итальянки.

Мелони, взбешенная тем, что ее не пригласили принять участие в подборе кандидатов на топ-должности ЕС, выступила с заявлением и посоветовала всей фракции ЕКР не голосовать за единственную предложенную кандидатку. Ее совету последовала вся фракция за исключением депутатов из Бельгии и Греции. Но итальянка тем не менее обещала, что будет сотрудничать с Еврокомиссией.

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони. Фото: Zuma \ TASS

В своей программной речи фон дер Ляйен постаралась раздать «всем сестрам по серьгам», заручиться поддержкой всего политического спектра.

Она пообещала укрепить экономику ЕС, ее конкурентоспособность. Это ответ на критику справа, что Евросоюз в погоне за достижением целей «Зеленого курса» стал слишком быстро отказываться от ископаемых энергоносителей, повышать экологические требования к индустрии и уступать конкурентам. И вообще политика Еврокомиссии якобы привела к краху европейской экономики. Фон дер Ляйен обещала стимулировать инвестиции в высокотехнологичные отрасли, помогать развитию малых и средних предприятий, сокращать отчетность и бюрократическую волокиту.

Аналогичные меры обещаны в ответ на охватившие Европу протесты фермеров, цены на продукцию которых едва покрывают их расходы. Евросоюз пойдет им навстречу в освобождении от «удушающей бюрократии» и завышенных экологических правил.

Но «Зеленый курс» и борьба с изменением климата также не отменяются, а остаются решительным выбором и магистральным путем Европы в будущее. «Потому что Европа одновременно занимается декарбонизацией и индустриализацией», — сказала она, комментируя подготовленные законопроекты.

Это оценили «Зеленые», которые на европейских выборах понесли наибольшие потери именно из-за недовольства избирателей увлеченностью «зелеными целями будущего» в ущерб приземленным потребностям сегодняшнего дня. А один из лидеров социалистов Рафаэль Глюксман даже назвал фон дер Ляйен самой стойкой из правоцентристов защитницей «Зеленого курса».

Протесты перед зданием Европейского парламента в Страсбурге. Фото: Roses Nicolas / ABACA

Обещание главы Еврокомиссии решить проблему нехватки жилья по всей Европе и для этого назначить в исполнительной коллегии целого профильного еврокомиссара даже вызвало слова благодарности лидера левых Манон Обри, которая в остальном втоптала немку в грязь и посоветовала отдать под суд. Лидер социалистов Ираче Гарсия назвала назначение комиссара по жилью «приятным сюрпризом».

Ну и, конечно, не обошлось без главного словесного подарка — обещания усилить борьбу с нелегальной иммиграцией. На проблеме миграции построили свой прорывной успех на европейских выборах крайне правые. Да и однопартийцы кандидатки, христианские демократы Германии, критикуя «лаксизм» правящей коалиции Шольца, тоже прибавили себе голосов. Она обещала направить деньги на укрепление полицейских и пограничных служб ЕС и внешних границ союза. Остановить поток нелегальной миграции, ввести миграцию в легальное русло, усилить контроль за предоставлением убежища.

Фон дер Ляйен заявила законодателям, что никогда не смирится с тем, чтобы «демагоги и экстремисты разрушали наш европейский образ жизни». «И я стою здесь сегодня, готовая возглавить борьбу вместе со всеми демократическими силами в этом парламенте», — поклялась она.

Она также раскритиковала премьер-министра Венгрии Орбана за его недавний визит в Россию вскоре после того, как Венгрия приняла на себя шестимесячное председательство в ЕС. Хотя он и не выступал от имени ЕС, вовне это воспринималось как миссия ЕС.

«Эта так называемая миротворческая миссия была не чем иным, как миссией умиротворения», — заявила фон дер Ляйен, поклявшись, что Европа останется плечом к плечу с Украиной.

В поддержке Евросоюзом Украины ей в Европарламенте не было значительной оппозиции, кроме совсем маргиналов. Были лишь нюансы в характере помощи. Перед процедурой ее утверждения Европарламент подавляющим большинством голосов принял резолюцию о продолжении всемерной поддержки Украине.

Урсула фон дер Ляйен во время выступления с речью на пленарном заседании Европарламента. Фото: AP / TASS

Даже лидер фракции «Патриоты за Европу», одновременно лидер Национального объединения Франции Жордан Барделла сказал в прениях, что осуждает Россию за СВО. Но поддержка Украины не должна быть в ущерб государствам ЕС, их обороне, сельскому хозяйству. Касательно обсуждаемой кандидатуры он высказался безапелляционно против, осудив всю политику ЕС в области «Зеленого курса», миграции и недостатка стратегической автономии Европы. Похоже, он действительно собирается стать солидным премьер-министром Франции.

Его соотечественница Валери Айе из либеральной фракции «Обновление» только начала говорить о свободе как идеале Европы и, в частности, праве женщин на аборты, как ее истошными воплями прервала депутат-румынка справа сзади. Кстати, кричала уже не впервые, а на этот раз устроила целый перформанс с маской и черным мешком для трупов. В конце концов, по требованию парламента ее вывели из зала под белы руки парламентские приставы с серебряными бляхами на цепях и во фраках. Такое тоже атрибут демократии.

«Политические семьи представили свои программы. Общество поляризовано, — констатировала фон дер Ляйен. — Мы защищаем свободу, но также права и уважение. Не крики, а голосование находит решение».

Надо отдать должное, что при всем обилии критики на грани оскорблений большинство выступавших отмечали заслуги фон дер Ляйен. Говорили, что за последние пять лет она провела ЕС через серию тяжелейших кризисов, включая выход Великобритании из союза, пандемию COVID-19 и военную операцию России в Украине. Она также выступила за «Зеленый курс», цель которого — сделать ЕС климатически нейтральным к 2050 году.

Немку хвалили за ее ведущую роль в преодолении кризиса с коронавирусом, когда ЕС коллективно покупал вакцины для своих граждан, сравнительно неплохо преодолел пандемию и поделился с бедными странами. Но и резко критиковали ее за непрозрачность переговоров с производителями вакцин. Мол, переплатила за счет налогоплательщиков на условиях транснациональных фармкомпаний.

Это остается темным пятном на ее репутации, а Суд ЕС по общим вопросам постановил на днях, что Еврокомиссия не предоставила общественности достаточный доступ к информации о соглашениях по закупке вакцин против COVID-19, которые она заключила с фармацевтическими компаниями во время пандемии.

Фото: Zuma \ TASS

Перед самым голосованием по ее кандидатуре один из депутатов справа предложил перенести его на сентябрь, до результатов расследования по этому делу. Предложение отвергнуто большинством голосов. Парламентарии спешили в летний отпуск…

После представления фон дер Ляйен своей программы и дебатов по ее кандидатуре состоялось тайное голосование. Депутаты с бумажными бюллетенями в конвертах выстроились в очереди к урнам. Хотя большинство наблюдателей ожидало положительного результата, полной страховки от сюрпризов не было — в Европарламенте нет обязательной партийной дисциплины при голосовании.

Когда после подсчета голосов председатель Европарламента Роберта Метсола вышла объявлять результат, то достаточно было первого слова: «четыреста…», чтобы зал взорвался аплодисментами и восторженными криками, а героиня дня подняла над головой оба кулака в знак победы.

«За» проголосовал 401 депутат при минимальной цели 361. Против — 284, воздержались 15. Это более чем успешный результат.

В 2019 году, когда ее утверждали на первый срок, перевес составил только 9 голосов.

Фон дер Ляйен назвала свое переизбрание победой своих сторонников, законодателей, которых назвала «проевропейскими, проукраинскими (и) приверженцами верховенства права».