Комментарий · Культура

А ты куда?

Почему в фильмах молодых главным жанром стала антиутопия?

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из фильма «Поле». Источник: Горький fest

Горький-fest завершился. Призы раздали.

Время обсудить тенденции, выявленные конкурсом. Из тех, что на виду: много фантастики. Причем главный жанр — антиутопия, словно сканер времени, в котором ядерная энергия того и гляди вырвется, как драконово пламя. Фантастика для молодых авторов — способ эзоповым языком проговаривать то, что волнует, страшит, давит, мучает.

«Поле» Серафима Чихладзе. Шар боулинга падает на поле, разбивая голову собаке. Участковый милиционер (Даниил Стеклов, на котором все держится) пытается разобраться… но понимает, что шар этот глубоко синий не простой — а средство связи с инопланетянами. Так у простого милиционера появляется возможность с помощью шарика с глазками релоцироваться в небо с пришельцами. Ведь что его держит здесь: орущая жена? копеечная зарплата? коррупционер начальник? Вроде бы ничего не держит… Что ж так сложно оторваться?

Кадр из фильма «Минута». Источник: Горький fest

В «Минуте» М. Испискова (диплом за яркий дебют) — очередь за счастьем в Министерстве связи. «Каждый гражданин имеет право на прикосновение к метеориту. Одно касание, и атмосфера счастья будет с вами всю оставшуюся жизнь». Когда-то этот метеорит упал на город, и Министерство связи построено над ним, как саркофаг. Надо только перед таинственными дверьми, за которыми свечение (привет «Сказке» Сокурова) выдержать одну минуту в полном молчании. Задача для людей почти недостижимая.

В очереди: люмпен, брокер, хипстерша и… вдова убитого мужа, которая держит за руку невидимого убитого ребенка. Рифмы с реальностью очевидны, но чрезмерная (осознанная) театральность фильму не к лицу.

Члены жюри выбирали в основном авторские работы, и среди них сразу две якутские картины получили главные награды: «Король Лир» Сергея Потапова о постановке шекспировской трагедии в доме престарелых назван лучшим фильмом. А короткометражная лента «Торбаса, или Как мы рубили мясо» Никиты Давыдова и Евгения Николаева получила приз за сценарий.

У зрителя самым большим успехом пользовались комедии. Среди них лучшей была картина «Атыкуда» Ксении Андриановой, спродюсированная режиссером Евгением Сангаджиевым (в прошлом году мы были с ним в жюри этого фестиваля)

Скорая «Стрела» мчит в Питер. В купе встречаются четыре актера, все они едут на пробы.

Ваня (Александр Алябьев) — простодушный, немного заикающийся — верит в высокие идеалы, ради искусства готов сниматься бесплатно. Жаль, не зовут. Счастлив, что в одном с купе повезло: снялся со знаменитостями… в роли официанта. А впереди зыбко маячит и манит заветная роль в фильме «Реквием», который снимает сам Алексей Алексеевич Герман. Дай бог, заикание не станет помехой.

И рядом с ним — монстры актерского цеха: Роман Маякин, снявшийся в ста сериях какой-то мутной дряни, при виде которого немеет проводница. Колян — Данилы Воробьева (он еще грим после съемок не снял, но уже болеет новой ролью). Куда ж они все едут? Не к той ли самой заветной роли? Виктор Никиты Ефремова — в привилегированном положении, у него купе в вип-вагоне.

Кадр из фильма «Атыкуда». Источник: Горький fest

Там они и соберутся. Чтобы обсудить насущное, как отстоять высокие гонорары и урезанные ставки, почему продюсеры живут лучше, чем актеры. И почему роль, ради которой они трясутся в поезде всю ночь, должна принадлежать… каждому из них. Самый рациональный — Виктор, в отличие от восторженного Ивана, он и у великого режиссера не стал бы сниматься бесплатно. Он же не благотворительный фонд. А Саша… ему уже 35, его время вместе с надеждами — особенно рядом с этими сверкучими звездами — рассевается в темной ночи с каждый километром.

Есть в фильме таинственная кульминация, когда харизматичный герой Воробьева превращает свое купе в арт-проект. Они завалено, как снегом, листочками с текстом, актер — весь в белом на белом произносит тот самый судьбоносный монолог заветной роли — в стиле Кайдановского (его ломкого голоса в «Сталкере»): «У меня не было ничего иного, как идти и думать о тебе…» Он рыдает. У него ломка. Настоящая зависимость. 

Этот монолог вместе и есть прообраз той самой недостижимой роли, о которой мечтает каждый актер.

Кадр из фильма «Атыкуда». Источник: Горький fest

Фильм о самой странной из профессий. А еще про актерский страх — выберут — не выберут, тебя — другого. Про актерское самоупоение (в каком-то смысле все они герои, все они нарциссы) и лицемерие. Про отношения — конфликты, конкурентность, особую актерскую дружбу. Необходимость «делить зеркало».

Известные и безымянные, обласканные славой — и стремящимися.

Спросила у Ксении Андриановой, обладательницы крепкой режиссерской руки, насколько ей, начинающему режиссеру было трудно со звездами. Говорит, что старалась правильно себя поставить. Тут либо берешь власть в свои руки, либо актеры будут тянуть тебя в разные стороны. На площадке кто сильней, тот и прав. А как иначе убедить знаменитых, набалованных, звездных — в пять утра хором, причем вразнобой твердить, как полоумные один монолог. И кто сказал, что это профессия для здоровых и рассудительных?

Сценарий лет пять назад написали Паулина Андреева и Евгений Сангаджиев, перед съемками немного подправили. Долгая подготовка и две смены съемок. По мотивам этого сценария в сильно измененном виде был написан сериал «Актрисы». С существенными гендерными изменениями. Впрочем, актерская профессия изначально женская.

Кадр из фильма «Атыкуда». Источник: Горький fest

Виртуозная работа камеры Владимира Ушакова в тесном сеттинге поезда. Кстати, снимали в настоящей «Красной стреле», которая заехала в большой ангар. Движение поезда создавали с помощью света и «дождя».

Есть в фильме еще одна секретная роль-камео у Александра Петрова. Ну это сами увидите. Картина получила приз за режиссуру на фестивале Action, а еще диплом за яркий дебют на Горький-fest.

От многих смотров фестиваль в Нижнем Новгороде отличается полными залами, очередями перед показами и бурными обсуждениями фильмов. Тут уж авторам приходится принимать удар на себя при встрече с разнородной аудиторией, и это, скажу вам, особенный опыт. Кажется, что во время фестиваля весь город смотрит кино на большом экране, в этом году было 60 площадок: от главной — в Нижегородском театре драмы имени Горького (благодаря фестивалю театр обзавелся системой кондиционирования, что немаловажно) — до стадиона и Губернаторского сада в кремле. Фестиваль здесь любят. Любопытно, что на ночном показе «Мастера и Маргариты» на стадионе в Нижнем Новгороде собралось примерно 3000 зрителей (это в два раза больше, чем ожидалось). Смотрели до финала, после которого аплодировали.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.