Комментарий · Культура

Ника-2024: Где мы? 

Что происходит со старейшей национальной премией

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

1 июля состоялось вручение наград премии Академии национальных искусств в новом формате. Без Юлия Гусмана. С новым официальным партнером.

Юлий Гусман на награждении лауреатов кинематографической премии «Ника» в 2023 году. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС 

В последний раз «Ника» проводилась в апреле 2021 года. А уже за 2021 год президиум академии решил вручать статуэтки лауреатам «Ники» в формате «возвращения долгов»: так, в начале июля Александр Ширвиндт получил специальный приз в номинации «Честь и достоинство» из рук президента академии Андрея Кончаловского на сцене Театра сатиры после спектакля с мифологическим названием «Где мы?!..». И этот момент показали на церемонии. Александр Анатольевич с экрана говорил нам, как верно и вовремя Юлий Гусман придумал «Нику». Сколько счастья и радости она подарила.

В 2022-м кинопраздник показался устроителям неуместным. В небольшом театре «Маска» состоялось награждение лауреатов за 2022 и 2023 год.

«Сегодня эта «Ника», мне кажется, имеет еще новое значение, — сказал в начале церемонии президент Российской академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский. — Потому что мы пытаемся не потерять связь времен, которая очень хрупкая и часто прерывается, как заметил Уильям Шекспир. И в этом смысле очень важно, что мы сейчас особое внимание уделяем тому, чтобы молодые новые таланты, которые приходят в кинематограф, чему-то учатся, чему-то не учатся. Но, во всяком случае, чтобы они понимали, что такое наше премия».

37-я церемония началась с исторического ролика. Лауреаты разных лет с заветной статуэткой в руках: Баталов, Герман, Рязанов, Сокуров, Никулин, Гундарева, Смоктуновский, Григорий и Павел Чухрай, Досталь, Глузский, Хуциев… Мороз по коже. История кинематографа, история страны. Почти 40 лет премии, родившейся в оттепельные 80-е.

Среди номинантов в категории «Лучший игровой фильм» —

  • «1993» Александра Велединского, 
  • «Вызов» Клима Шипенко, 
  • «За нас с вами» Андрея Смирнова, 
  • «Снегирь» Бориса Хлебникова, 
  • «Чувства Анны» Анны Меликян 
  • и «Праведник» Сергея Урсуляка (13 номинаций).

И ожидаемо (во многих смыслах) академики назвали фильм «Праведник» («Централ Партнершип», «ВайТ Медиа», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканала «Россия» при поддержке Фонда кино и группы компаний «Киевская площадь») — лучшим. Сергей Урсуляк получил и статуэтку за режиссуру. Он заметил, что ему особенно приятно получать награду из рук Кончаловского, чья картина «Романс о влюбленных» в свое время во многом предопределила его жизнь.

Кадр из фильма «Праведник»

В основе сюжета «Праведника» реальная история подвига партизанского командира Николая Киселева. Тот в 1942 году со своим маленьким отрядом вывел белорусскими лесами более 200 малосильных евреев — стариков, детей, женщин, увечных — из оккупированных земель через единственный узкий прорыв в линии фронта на подконтрольную Советам территорию.

Урсуляк снял приличное кино без заказного патриотического пафоса. И удалось ему это, прежде всего, благодаря точному выбору актера на главную роль.

Александр Яценко в роли политрука Николая Киселева — антигероичен, это классический маленький человек (в прошлой жизни бухгалтер), попавший не по своей воле в гигантскую кровавую мясорубку. Для военного дела не слишком приспособленный. Но именно человечность превращает его в героя. Из его близких «родственников» — герои лейтенантской прозы юный танкист Малешкин Михаила Кононова («На войне как на войне»), быковский Локотков («Проверка на дорогах»). У Яценко своя неброская манера существования на экране, какой-то абсолютный слух к правде. С другим актером это кино получилось бы более патетическим, фанфарным. Именно Яценко смикшировал и очеловечил историю про то, как мирный человек совершает почти библейский подвиг, выводя обреченных на смерть людей с территории войны. Яценко получил приз за лучшую мужскую роль.

Картина «Праведник» получила награды за лучшую операторскую работу (Михаил Милашин) и в относительно новой номинации — «За лучший монтаж» (Маргарита Смирнова)

Кадр из фильма «За нас с вами»

Две снайперски точные награды. Лучший сценарист — Андрей Смирнов за важнейшую картину «За нас с вами». Картина так и не вышла в прокат, хотя вроде бы не запрещена. Коллективный портрет «нас с вами» на рубеже эпох: от леденящей сердце сталинской пурги — к смутным «новым временам», от окаменевшего тоталитаризма к временному снятию с шеи страны ошейника, к робкой оттепели, — показан настолько точно и эмоционально, что поспорит с мемуарами. Фильм как лучший из учебников по отечественной истории. Фильм, который, по словам Юлии Снигирь, сыгравшей главную роль, «делает нас немного лучше, а может быть, умнее». И две актрисы Ирина Розанова и Юлия Снигирь (она разделила награду с Юлией Пересильд) справедливо получили награды. Розанова в этом кино достигает каких-то необычайных вершин профессии малыми внешними средствами.

А Юлия Пересильд сказала: «Мы попали во время, когда хочется плакать… я всем нам желаю, чтобы и сегодня нас не коснулось равнодушие, злость, ненависть»

Юлия Пересильд, получившая награду в номинации «Лучшая женская роль». Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

«Ника» очевидно обновляется. Судя по всему, меняет организаторов, хотя об этом не говорят. Надеюсь, перемены не окажутся столь кардинальными, что мы потеряем главную независимую премию, а получим еще одного государственного орла.

«Ника» отправляется в стриминг: церемония вручения премии Российской академии кинематографических искусств уже доступна на платформе Kion. Это стало возможно благодаря заключению соглашения между организаторами «Ники» и «МТС Медиа» — свежесозданный холдинг под руководством Софьи Митрофановой стал официальным партнером мероприятия, получив права на его эксклюзивный показ.

Церемония, может, и потеряла в задушевности (хотя слез и в это вечер хватало, особенно когда под музыку Эдуарда Артемьева показали ролик с ушедшими кинематографистами, и вдруг показалось, что ушли — все), но стала более современной, компактной, деловой.

Главной темой вечера оказалась история «Ники» как история российского кино, культуры, страны. Вели церемонию совсем молодые актеры, прогремевшие в фильмах и сериалах последних лет, все они моложе почтенной премии. И перед каждой номинацией на экране показывали тех, кто получал золотую «богиню победы» в разные годы. Тех, кто и был честью и гордостью нашего кинематографа. Так возникал монтаж эпох. И все же

ощущение, что эпоха большого отечественного кино ушла, не оставляло весь вечер.

Жаль, что по каким-то причинам не записали ролик Юлия Гусмана — основателя и художественного руководителем первой Национальной премии Российской академии кинематографических искусств «Ника». Мы увидели лишь его фото. А из всех выступавших только Андрей Сергеевич Смирнов его вспомнил: «Отсутствие Гусмана чрезвычайно болезненно. Он — душа премии». В недавнем интервью Гусман заметил: «Нашей премии 36 лет, и она ни разу не солгала, хотя тяжело идти по бездорожью первыми».

Знаю, что Юлий Соломонович сейчас болеет, скорейшего выздоровления и долгих лет его детищу.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.