Сюжеты · Политика

«За что уничтожают моего ребенка?»

История 15-летнего школьника Арсения Турбина, которого травили в лицее за его убеждения и потом осудили на 5 лет за распространение листовок

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела

Интересовался политикой, не нравилось беззаконие в стране и коррупция, «систематически» просматривал выступления оппозиционеров, выходил с пикетом в поддержку Алексея Навального. Все это стало основанием для травли в лицее и преследования девятиклассника Арсения Турбина. Против него возбудили дело за то, что он якобы занимался распространением экстремистских материалов по заданию кураторов украинского военизированного объединения Легион «Свобода России»*. Подростка приговорили к пяти годам лишения свободы в воспитательной колонии за «участие в террористической организации».

За свои убеждения он стал самым юным политзаключенным в России — на этот счет юристы бывшего «Мемориала»**, изучившие материалы дела Турбина, сделали специальное заявление. Что же совершил школьник на самом деле и что следствие пытается доказать?

Арсений Турбин с мамой. Фото: семейный архив

«Правдоруб» и «белая ворона» в классе

Арсений Турбин родился в Дубае в 2008 году. Его папа гражданин Объединенных Арабских Эмиратов, мама — Ирина — родом из России. Практически сразу после рождения сына ей пришлось покинуть ОАЭ вместе с ребенком. Родители отца Арсения были категорически против брака с Ириной. Им было важно, чтобы сын женился на мусульманке. Ирине предлагали оставить сына в Дубае, ей готовы были предоставить жилье и ежемесячное содержание, но она не согласилась на эти условия. «Я пыталась подать на алименты с помощью местного адвоката. Но он предупредил, что тогда придется расстаться с ребенком. Возможно, мне бы дали общаться с Арсением, но в практике у адвоката не было случаев, когда суд Дубая оставил ребенка с матерью. По их законам он будет жить с семьей отца. Дедушка со стороны отца Арсения — не простой человек в Дубае, с определенным положением», — пояснила Ирина.

Она опасалась, что ее могут разлучить с сыном, и решила вернуться к родителям в город Ливны Орловской области. Какое-то время Ирина поддерживала связь с отцом Арсения, но потом он с ними перестал общаться, когда завел себе новую семью.

«Я не стала устраивать свою личную жизнь, занималась воспитанием Арсения. Хотела, чтобы он получил достойное образование и был успешен. В какой-то степени мне было важно, чтобы семья со стороны отца увидела, что я смогла вырастить достойного парня без их помощи», — продолжила свой рассказ Ирина.

Ей 41 год, она работает ведущей контрактной управляющей по госзакупкам в одном из местных техникумов. Воспитывает сына одна. Признается, что Арсений уже с малых лет был умен не по годам, рано начал читать, самостоятельно изучал энциклопедию «Космос и земля», любил смотреть «Фиксиков» и «Смешариков». 

Потом заявил матери, что благодаря этим мультикам захотел изучать физику. Уже во втором классе один из учителей помогал Арсению осваивать этот предмет, который обычные школьники проходят в седьмом классе.

Потом Ирине посоветовали, чтобы ее сын больше уделял внимание математике. И тогда Арсений переключился на новое увлечение — экономику и биржу. С помощью Ирины он завел себе инвестиционный счет и умудрялся покупать акции, которые получали прибыль 90%, отметила Ирина.

Такие взрослые интересы не разделяли другие сверстники Арсения. Был курьезный случай на спортивной площадке, когда Арсений подошел к однокласснице и стал рассказывать про книгу американского физика Дж. Уокера «Физический фейерверк». Но девочка не проявила интереса к его рассказу. Такая реакция Арсения удивила. Его мама тогда ему объяснила, что лучше общаться с детьми на общие бытовые темы: «Говорила ему, если тебе физика интересна, то этой девочке — нет. А он отвечал, но это же полезно узнать для общего развития».

Увлечение физикой не прошло даром. Арсений выигрывал различные конкурсы и олимпиады. Стал больше интересоваться техническими и компьютерными технологиями. «Один раз он заказал себе старые записи выступления The Beatles. Мне потом пришел огромный счет. Арсений объяснил, что ему было интересно изучить качество съемки и пикселей видео. Я сильно удивилась его увлечению, — заметила Ирина. — Видела, конечно, что Арсений смышленый, он отличался от остальных. Он всегда старался выразить свое мнение, и это не всем нравилось. Он не любил лизоблюдство, всегда говорил, что никогда не сможет поступать так, как делают все. Я ему говорила быть более тактичным, аккуратно выражать свое мнение».

Выражать мнение аккуратно получалось не всегда, а учителей, как известно, такие «правдорубы» раздражают. Так произошло и в классе Арсения. Он учился в одной из образцово-передовых школ Орловской области — ливенском лицее имени С.Н. Булгакова. По словам матери, он не мог спокойно промолчать, когда кому-то занижали оценку или, наоборот, незаслуженно завышали. Долгое время Арсения пытались выжить из класса, полагает Ирина, поскольку у классного руководителя был открытый конфликт с ее сыном. Руководство лицея, завучи и директор, пытались весь конфликт спустить на тормозах. По словам Ирины, доходило до того, что Арсений отказывался писать на ее уроках, потому что она якобы постоянно на него кричала. На одном из занятий одноклассница Арсения пыталась задеть его тем, что он не умеет решать задачи, ничего не делает и хочет пятерку. На что Арсений ответил: «Я-то могу решить, а тебе постоянно диктует решение учитель и хвалит, но ваши отличники ничего не знают». 

«У вас липовые отличники!» — заявил Арсений своей математичке. Это и стало последней каплей.

Арсений Турбин в классе. Фото: соцсети

«Начался ад»

На протяжении долгого времени Арсения систематически травили. Все началось в 6-м классе, когда к нему за первую парту перед столом учителя посадили одноклассника на «перевоспитание» из-за плохого поведения. Тот мальчик почти сразу начал задирать Арсения, говорил, чтобы тот возвращался «в Таджикистан». К травле присоединились другие дети. Отбирали у Арсения личные вещи, кидали. Потом придирались к стрижке Арсения — удлиненному каре, затем им не понравилось, что он носил бабочку. Мама лицеиста звонила классному руководителю и просила принять меры, но в лицее, по ее словам, никак не отреагировали.

В один из февральских дней у кабинета труда одноклассники подкараулили Арсения, побили и вытолкали на мороз. После занятий лицеист вернулся домой и тихо ушел к себе в комнату. Ирина поняла, что с сыном что-то не так. Позже он рассказал о случившемся. На следующий день Ирина написала заявление о переводе сына в другой класс, но только сейчас она признает, что ребенку нужно было уходить в другую школу.

Какое-то время Арсения не трогали, но потом издевательства продолжились. «Начался ад. Одноклассники портили его вещи, ломали ручки и карандаши, тетради топтали. Я купила маленький кодовый замок на рюкзак. За это дети закрыли Арсения в классе, окружили и пытались избить. Он потом вернулся домой весь грязный и в пыли, рассказал, что не знал, что делать, взял ремень и пытался от них защищаться. Их трое, он — один», — сказала Ирина, добавив, что в тот же день она встретила на улице обидчиков своего сына. Она спросила у них, зачем они так поступают с Арсением. Те ответили, что его можно бить — и ничего за это им не будет.

«Арсений стоит у доски, к нему подходит другой мальчишка и начинает бить линейкой просто так. Заходит класснуха и начинает кричать на Арсения. А за что? Ни за что, просто все знают, что он всегда будет виноват», — поделился с Ириной один из одноклассников ее сына.

После обращения Ирины в городской отдел образования, классную руководительницу собирались уволить, в отместку та натравила родителей других учеников, которые потребовали оставить ее в лицее. Директор школы попросила Турбину замять конфликт, отозвать жалобу, и пообещала, что Арсения переведут в другой класс, где классная руководительница в хороших отношениях с лицеистом, и больше никто его не тронет. Ирина согласилась на эти условия. И действительно к Арсению больше не приставали, но оставались учителя, с которыми были напряженные отношения. «Говорил правду, которую не хотели слышать. Сын возмущался, что некоторые себя выставляют патриотами, но даже слов гимна не знают», — вспоминает Ирина.

Недолюбливало Арсения и руководство лицея. Когда на доске почета повесили фотографии отличников и победителей олимпиад, места для Турбина не нашлось. «Арсению было очень обидно. Я ему объяснила, что эта доска почета ничего не значит и никак на нем не скажется. Мне потом в лицее сказали, что у них много талантливых детей — и просто места не хватило. Если по поведению у моего сына не будет никаких замечаний, то они смогут найти место в конце доски», — возмущается Ирина.

Арсений Турбин. Фото: соцсети

Либерал, фанат «Реал Мадрида» и юный оппозиционер

До февраля 2022 года на своей странице во «ВКонтакте» и на YouTube Арсений делал обзоры на футбол, вел стримы, писал о себе, что «либерал и демократ по политическим взглядам, болеет за «Реал Мадрид». После начала СВО он стал интересоваться политикой, читать новости, завел телеграм-канал, в котором делал репосты новостных пабликов. Его стремление поступить на экономическую специальность в ВШЭ сменилось желанием стать политологом в МГИМО, а физику он оставил в качестве хобби.

В апреле 2022 года Арсений позвонил на прямой эфир телеканала «Дождь» (признан российскими властями «нежелательной организацией» и «иноагентом»), где выразил мнение о проблемах с образованием и коррупцией. Тот эфир записал друг Арсения, чтобы разместить запись на своем YouTube-канале. После этого Ирину вызвали в школу для объяснений, а Арсению пришлось удалить запись.

«В то время Арсений стал слушать выступления разных оппозиционеров, читать независимую прессу. Мне было неизвестно, что он звонил на эфир и им наврал, что ему 16 лет, хотя на тот момент было всего 14. Я всегда ему говорила быть очень аккуратным, — пыталась убедить Ирина сына. — На примере доцента МГУ Михаила Лобанова** хотела объяснить сыну, что его незаконно уволили из университета. Почему он потом покинул страну? Он понимал, что одним увольнением ситуация не закончится, что будут другие последствия. И я говорила об этом сыну, что нужно молчать, но он не мог промолчать».

12 июня 2023 года Арсений вышел в одиночный пикет в поддержку Алексея Навального, но обошлось без задержания. Год назад лицеист внимательно следил за «Маршем справедливости» Пригожина и сделал ряд постов во «ВКонтакте» о маршруте передвижения бойцов ЧВК «Вагнер». «Не знаю как вы, а я точно сегодня спать не буду», — написал Арсений у себя на странице в половину третьего ночи.

На уроках обществознания Арсений открыто говорил, что Россия уже давно не демократическое государство. За оппозиционные взгляды одноклассники дразнили его и верещали: «Путин красавчик!»

Арсений стал спорить. Этот протест одноклассники записали на видео и «настучали» учителям. Но все ограничилось разговором у директора в кабинете. В лицее не хотели поднимать лишний шум.

«Систематически просматривал материалы оппозиционных деятелей»

Долгое время протестный настрой Арсения не привлекал особого внимания за пределами лицея. Но 29 августа 2023 года в 6 утра в квартиру Турбиных заявились сотрудники ФСБ. Они провели осмотр жилища, после которого отвезли на опрос Ирину и сына. Оперативники пытались выяснить, связывался ли школьник с объединением «Свобода России»* и собирался ли вступить в легион. Арсений пояснил, что ничего из перечисленного он не совершал.

Силовики ему не поверили и несколькими днями позже, 5 сентября, они пришли уже с обыском: изъяли планшет, ноутбук и телефоны, а самого Арсения задержали. Ночь он провел в изоляторе временного содержания, а на следующий день следователь Сергей Трунов обратился в суд с ходатайством о заключении лицеиста под стражу.

Арсению вменили участие в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). По версии СК, с апреля по июнь 2023 года подросток, которому на тот момент было 14 лет, «систематически просматривал информационные материалы, посвященные деятельности оппозиционных политических деятелей, выступающих против действий органов государственной власти РФ, а также против принятого президентом РФ Путиным В.В. решения о проведении СВО, в том числе материалы, размещенные представителями УВО Легион «Свобода России»*, в результате чего у него сформировались радикально-экстремистские политические взгляды».

Далее, как считает следствие, Турбин ознакомился с «порядком вступления в Легион «Свобода России», предусматривающим отправку на указанный электронный адрес анкеты с личными данными для ее рассмотрения и одобрения».

В период с 7 июня по 2 августа, как установило следствие, Турбин, находясь в Ливнах и в Анапе, совершал действия, относящиеся к деятельности легиона:

  • в период с 7 по 19 июня по месту жительства скачал и распечатал около ста листовок, содержащих негативную оценку президента РФ; разместил в почтовых ящиках эти листовки в нескольких домах в Ливнах и сфотографировал себя;
  • 23 июля в телеграме создал канал с целью пропаганды деятельности легиона, где разместил изображение президента с высказываниями его негативной оценки, опубликовал аудиозапись своего монолога с негативной оценкой деятельности российских властей и другие материалы.

Эти доводы следствия не убедили Заводской районный суд города Орла. Требования отправить лицеиста в СИЗО суд отклонил, и его поместили под домашний арест с правом посещать лицей для продолжения учебы. По нынешним меркам — что-то невообразимое. А в мае 2024 года меру пресечения подростку заменили на запрет определенных действий.

В конце ноября 2023 года Арсения внесли в Перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга (с пометкой, указывающий на принадлежность к «террористам»), в котором он стал самым молодым фигурантом.

Находясь под домашним арестом, Арсений проучился в лицее недолго. После возбуждения уголовного дела травля со стороны одноклассников возобновилась, его обзывали «уголовником» и «преступником». 27 ноября по пути домой 11 учеников подкараулили Арсения и избили. Тогда Ирина перевела сына на домашнее обучение.

После многочисленных разборок мама предложила Арсению попытаться «дотерпеть» и все силы приложить для окончания 9-го класса, чтобы уехать из Ливен и поступить в московский лицей. Ирина жалеет, что предложила такой вариант, поскольку мальчик замкнулся и стал скрытным, многие моменты не договаривал: 

«Когда закончилось следствие, я получила доступ к его телефону и смогла найти видео, на которых над ним издевались его одноклассники, как одна из девочек крыла его матом и поливала перцовкой. Я была в шоке…».

Для видимости, как полагает Ирина, руководство лицея собирало родителей учеников, которые обижали Арсения, проводило воспитательную работу. Потом и вовсе заявили, что Турбина на домашнее обучение перевели не с целью обезопасить, а чтобы изолировать от других детей как «общественно опасного».

Анкета

Правозащитники из группы «Поддержка политзаключенных. Мемориал***», ознакомившись с делом Турбина, признали его политзаключенным. Они отметили, что в материалах дела отсутствуют какие-либо конкретные доказательства намерений Турбина совершить террористические действия и участия в запрещенном движении.

В материалах дела есть переписка, датированная 1 июня 2023 года, в которой Арсения якобы пытаются завербовать в легион и просят выслать некую анкету. Однако никаких следов отправки заполненной анкеты в адрес легиона в деле нет, утверждают правозащитники. Следствие настаивает, что Арсений якобы сделал это каким-то неизвестным следствию способом. Но каким именно — так и осталось пробелом в деле.

Арсений Турбин с мамой Ириной. Фото: семейный архив

По словам матери Арсения, следователь Трунов долгое время не хотел допрашивать ее и сделал это после того, как получил стенограмму общения эфэсбэшников с Арсением, где не оказалось его слов, которые были дописаны оперативниками, что лицеист якобы собирался вступить в Легион и что отправил для этого анкету со своими данными. «Наш адвокат тогда предположил, что Трунов собирался закрыть дело из-за отсутствия состава преступления. Но как только нам поменяли следователя на Ирину Александровну Симонову, то все резко ускорилось. Она на первой встрече сказала, что видит перспективу этого дела. Буквально за несколько дней допросила одноклассников и учителей Арсения и получила нужные показания», — вздыхает Ирина.

На следствии и на допросе несколько учителей говорили об оппозиционных взглядах Турбина, что он регулярно выступал против действующей власти и проведения СВО. В частности: 

  • учитель обществознания Нестерова подтвердила, что на ее уроках Турбин «делал высказывания, дискредитирующие действующую власть и президента». 
  • Один из товарищей Арсения в суде рассказывал, как снимал товарища на видео, когда тот раскладывал листовки по почтовым ящикам.

Больше всего Арсения, как обратила внимание его мама, расстроили показания одноклассников, которых он считал друзьями, и именно они дали против него практически идентичные свидетельства. Двое одноклассников в своих показаниях утверждали, что Арсений «придерживался неонацистской идеологии». Хотя эти же показания противоречили тому, что он придерживался либеральных взглядов. Все эти показания суд не учтет при вынесении приговора.

«Прости, мама, я не знал, что что-то нарушаю»

Олег Шишов. Фото: соцсети

Дело лицеиста рассматривалось во Втором Западном окружном военном суде под председательством Олега Шишова. Слушания прошли в закрытом режиме из-за несовершеннолетнего фигуранта. Судье потребовалось всего четыре заседания, чтобы вынести приговор. Сам Арсений своей вины не признал. Он объяснил на суде, что в Легион не вступал и не собирался, листовки распространял, руководствуясь исключительно внутренними убеждениями, а не чьими-то указаниями. А съемку видео с листовками делал, потому что был уверен, что действует открыто и ничего незаконного не совершает.

17 июня процесс начался, а уже 20-го числа Арсения заключили под стражу в зале суда. Его приговорили к пяти годам заключения в исправительной колонии. Итог дела стал для него потрясением.

«Я просто закричала и заревела… Арсений сильно заплакал, обнял меня и говорит: «Мама, прости. Прости меня, что я тебя подвел. Но я не думал, что я что-то нарушаю. Тут же подошел конвой, и Арсения посадили в «камеру», —

с дрожью в голосе произносит Ирина. — На вопрос судьи, поняла ли я приговор, я тогда ничего не ответила. Спросила судью: за что пять лет? За что они моего ребенка уничтожают?»

Сейчас Ирина ждет, когда назначат дату рассмотрения апелляционной жалобы на приговор, и надеется на условный срок.

* Организация признана террористической и запрещена в РФ.

** Внесен в реестр «иностранных агентов».

*** Минюст включил в реестр «иноагентов», Верховный суд ликвидировал организацию, деятельность ее в России прекращена.