Колонка · Общество

Держи вора — и распишись

Следственные органы станут исполнителями государственного заказа по обеспечению вооруженных сил новобранцами

Леонид Никитинский, обозреватель «Новой»

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Газета «Коммерсант» сообщила об инструкции, спущенной во все следственные органы и органы дознания и регулирующей вопросы заключения с подследственными контракта на службу в Вооруженных Силах РФ. Судя по обилию и точности цитат, журналистам удалось-таки раздобыть инструкцию, поступившую, как можно догадаться, в следственные подразделения МВД.

Документ с невозможно длинным названием — «Порядок взаимодействия командования воинских частей и учреждений со следственными органами и органами дознания по вопросам приостановления и прекращения предварительного расследования в связи с призывом подозреваемых и обвиняемых на службу в Вооруженные Силы РФ в период мобилизации, военного положения или военного времени» — обязывает следователя или дознавателя при возбуждении дела информировать обвиняемого о возможной его «приостановке» в случае заключения контракта на службу в вооруженных силах.

В случае согласия (а попробуй тут не согласиться) данные «призывника» направляются в военкомат «по месту дислокации» — то есть поимки. Военкомат проведет проверку годности к службе и в случае положительного заключения сообщит об этом следователю, который приостановит производство по делу.

По данным «Коммерсанта», мероприятия, связанные с набором подследственных, представители военкоматов проводят прямо в СИЗО, куда им для этого предоставлен доступ.

В день освобождения из СИЗО (или ИВС) военные обеспечивают призыв обвиняемого по мобилизации, и он передается под надзор военкомату, а оттуда направляется в часть (фактически под конвоем военных).

Кроме детализации процедуры, в этой истории нет ничего нового, хотя она интересна как минимум с точки зрения законодательной техники. «Коммерсант» (видимо, полагая, что его читатели и сами догадливые) воздержался от выводов, которые должны заставить задуматься всех находящихся в стране граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 65 лет, а мы такой прогноз все же построим.

Закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» № 270-ФЗ был принят еще год назад, 24 июня 2023 года, и по нему наряду с осужденными (которых параллельно рекрутировали из колоний через ЧВК «Вагнер») в зону СВО отправили тех, чья вина не была доказана приговором суда, но чье уголовное преследование было условно приостановлено.

Как вдруг в Думе спохватились, что забыли дополнить закон от 24 июня 2023 года нужными поправками в УК и УПК РФ, — это было сделано лишь 23 марта 2024 года (ФЗ № 64). ФЗ-270 установил три основания для последующего прекращения приостановленных следствием дел: получение государственной награды; ранение или заболевание, исключающее продолжение службы; окончание специальной военной операции (в отличие от уже осужденных, навербованных в ЧВК чаще всего по полугодовым контрактам, контракты в рамках ФЗ-270 заключаются на срок от года до 5 лет).

Чисто гипотетически 9-месячную забывчивость законодателей можно объяснить тем, что

награжденных и раненых со СВО вернулось не так много, а для прекращения дел с формулировкой «в связи со смертью обвиняемого» следственным органам дополнительных оснований не требовалось.

Появление детальной инструкции для следователей и дознавателей всех ведомств можно оценить и как фактическое указание активизировать работу по вербовке «контрактников». В частности, документ обязывает следственные подразделения (цитируем по «Коммерсанту») «обеспечить ведение «накопительных производств» о наборе контрактников… для контроля за мобилизацией должны быть составлены списки с указанием инкриминируемых деяний и назначен сотрудник, отвечающий за данную работу… Ответственным офицерам надлежит ежемесячно осуществлять анализ состояния взаимодействия с военкоматами и «обеспечить» оперативное разрешение возникающих проблемных вопросов».

Фото: Олег Елков / ТАСС

Хорошо представляя себе палочную систему отчетности в МВД и других органах дознания и следствия, несложно предсказать увеличение числа дел, возбуждаемых с единственной целью — повысить показатели вербовки, а затем и превысить их «по отношению к предыдущему кварталу».

Как мы указывали еще в марте, когда принимались поправки к УК, в перечень статей, при возбуждении дел по которым следователь обязан предложить обвиняемому альтернативу в виде военного контракта, включена и «народная» ст. 228 УК (хранение и приобретение наркотиков без цели сбыта).

Нас ожидает не только увеличение числа тяжких преступлений, реально совершенных вернувшихся со СВО по тем или иным причинам, но и чисто статистический рост так называемых менее тяжких преступлений. Очерченный в инструкции механизм не исключает и повторной «мобилизации», а в целом усилия, необходимые для вербовки контрактников, будут отрывать следователей от раскрытия реальных преступлений. Всем мужчинам «призывного возраста» независимо от наличия отсрочек и состояния здоровья лучше зашить карманы, хотя и это, в случае чего, не спасет от «призыва».