18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА
Правительственные законопроекты, которые предлагалось одобрить, предусматривают «комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики», и «совершенствование бюджетных правоотношений».
Правительство и его пропагандисты, комментируя проекты, сосредотачивает внимание почти исключительно на прогрессивной шкале подоходного налога (НДФЛ). Потому что это позволяет говорить о якобы справедливости: богатые будут платить больше.
Будут, хотя и не все (о чем ниже).
Но главное заключается в том, что от отъема части денег у богатых они вовсе не достанутся бедным.
Как уже сказано, правительственные предложения предусматривают, что все дополнительные поступления от роста НДФЛ будут направлены в федеральный бюджет. А регионы и муниципалитеты, у которых НДФЛ — один из главных источников доходов, не получат ничего.
Во время недавнего президентского послания Владимир Путин говорил о борьбе с бедностью, как о важнейшей задаче. Но рост НДФЛ с передачей дополнительных поступлений в федеральный бюджет — вовсе не имеют никакого отношения к борьбе с бедностью, потому что программы социальной поддержки финансируются в подавляющей части регионами и муниципалитетами, а не федеральным центром.
При этом, по словам доктора экономических наук, профессора Евгения Гонтмахера,
миллиардеры, чьи фамилии на слуху, от правительственных планов больше платить не станут. Потому что получают, как правило, не зарплату, обложение которой предлагается увеличить, а дивиденды, как владельцы крупных пакетов акций. И у них как было 15% ставки обложения, так и останется.
И еще: ощущение справедливости формируется у бедных не тогда, когда они видят, что богатые платят большие налоги. А тогда, когда увеличивается их собственное благосостояние. И когда они видят, что от имущественной обеспеченности не зависит доступ к качественной медицинской помощи и образованию. Но ничего и отдаленно подобного не предлагается — вместо этого только слова о необходимости «борьбы с бедностью»…
Теперь о росте налога на прибыль — с 20% до 25%.
Единственный ответ, который прозвучал: дополнительные деньги нужны, чтобы государство выполняло свои обязательства.
Минуточку. За январь–май 2024 года Минфин отчитывается о том, что нефтегазовые доходы составили 4,951 трлн руб., что в 1,7 раза больше, чем за 5 месяцев 2023 года.
Деньги есть — и в немалом количестве: что мешает «выполнять обязательства»? Зачем надо повышать налоги?
Еще раз процитирую Гонтмахера: когда требуется экономический рост не только за счет оборонного комплекса, но и в высокотехнологическом, несырьевом, невоенном секторах, нужно снижение налогов или, по крайней мере, их стабильность, а не повышение.
Предлагается между тем именно повышение. Которое, с одной стороны, усилит нагрузку на бизнес, а с другой — увеличит налогообложение среднего класса (именно он попадает под «прогрессивную» шкалу): айтишников, юристов, работников высокотехнологичных отраслей, малого и среднего бизнеса.
Да, правительственный «пакет» обещает налоговый вычет за инвестиции в НИОКР или российское оборудование. Однако далеко не все смогут им воспользоваться — потому что не связаны ни с какими НИОКР или покупкой оборудования (как значительная часть малого и среднего бизнеса, работающего в сфере услуг или торговли). И окажутся под дополнительным налоговым «прессом» — но не в пользу бедных, а исключительно в пользу федеральной казны.
Какие задачи сейчас являются для этой казны приоритетными — совершенно очевидно (собственно, это постоянно заявляется): всё, связанное с СВО и еще большей милитаризацией экономики страны.
Вот сюда, видимо, и пойдут все дополнительные доходы. Или почти все.
А вовсе не на повышение качества жизни граждан России.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}