Сюжеты · Общество

Шествие Баграта

С чем связаны массовые протесты в Ереване и почему их лидером стал священник

В Ереване больше трех недель продолжаются массовые акции протеста, возникшие на фоне процесса делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. В стране проходят акции неповиновения и многолюдные митинги, участники которых периодически перекрывают улицы. Полиция задерживает протестующих, нередко задержания бывают неоправданно жесткими, появлялись сообщения об избиении задержанных. Формальным поводом для начала протестного движения стало решение, принятое премьер-министром Армении Николом Пашиняном, о передаче Азербайджану четырех приграничных сел в Тавушском марзе (области) Армении.

Лидер оппозиционного движения архиепископ Баграт Галстанян (в центре) во время акции протеста на площади Республики. Фото: Middle East Images / ABACA

Где советская граница?

19 апреля Ереван и Баку объявили, что комиссия по делимитации договорилась о начале проведении границы на участке Тавуш-Газах в соответствии с «межреспубликанской границей, существовавшей на момент распада СССР». В частности, Никол Пашинян согласился передать Азербайджану территории четырех неанклавных сел: Баганис-Айрум, Ашагы-Аскипара (армянское название — Нижний Воскепар), Хейримлы и Гызылгаджылы.

Изначально премьер-министр Армении отказывался от такого варианта, обосновывая это тем, что сейчас обе стороны контролируют суверенные земли друг друга: Армения — перечисленные 4 села, а Азербайджан — позиции в районе города Джермук (Вайоцдзорский марз Армении), куда его войска вошли в сентябре 2022 года, и предлагал зеркальный отвод войск, в результате чего стороны конфликта и должны были выйти на те границы, которые существовали в рамках СССР. Однако договориться о том, какие именно границы подразумеваются под советскими, не получается, так как в разное время существовали разные карты, и каждая из сторон настаивает на тех, которые выгодны ей. Как итог, возникло впечатление, что Азербайджан заставил Пашиняна пойти на очередные односторонние уступки, которых с 2020 года было сделано очень много.

В знак протеста 19 апреля жители сел Баганис и Воскепар Тавушского марза, чьи дома и сельскохозяйственные угодья оказались ближе к новой границе с Азербайджаном, перекрыли межгосударственную дорогу, что и стало началом протестов.

Люди опасаются обстрелов и беспрепятственного входа азербайджанских военных на их территорию. Боятся, что уступки на сдаче четырех сел не прекратятся.

Сейчас в акциях неповиновения участвуют жители Тавушского марза, некоторые беженцы из Арцаха (Нагорного Карабаха), а также жители Еревана и других городов. Так возникло движение, получившее имя «Тавуш во имя родины».

В этом движении место неформального лидера с самого начала занимает архиепископ Баграт (в миру Вазген Галстанян) — глава тавушской епархии Армянской апостольской церкви (далее — ААЦ). Уже в мае состоялась большая встреча разных политических сил, в том числе парламентской оппозиции, на которой было принято решение, что кандидатом в премьер-министры должен стать архиепископ Баграт. Состав участников этой встречи показал, что 

оппозиционные политики не доверяют друг другу, а фигура Баграта в данной ситуации выглядит компромиссной.

Акция протеста в Ереване. Фото: Александр Патрин / ТАСС

Сам архиепископ Баграт на митинге 9 мая заявил, что единый кандидат в премьеры от протестного движения должен быть «надпартийным человеком» и не должен принадлежать к какой-либо политической группе. Также должно быть создано временное правительство, лидер которого в дальнейшем не сможет избираться на должность премьер-министра. Временное правительство должно стабилизировать ситуацию в стране в течение года, перед проведением новых выборов.

Несмотря на необычность кандидатуры священнослужителя на роль политического лидера, это вряд ли связано с каким-то особым религиозным компонентом протестов или необычайной воцерковленностью протестующих. По мнению политолога Гранта Микаеляна, нельзя сказать, ни что армяне очень религиозный народ, ни что они атеисты. Более 90% жителей Армении относят себя к верующим, больше 80% считают религию важной частью своей жизни. В то же самое время службу в церквях посещают достаточно регулярно только до 15% граждан.

Церкви пригрозили налогами

Отношения между ААЦ и действующей властью Армении резко ухудшились после 44-дневной войны в Арцахе (Нагорном Карабахе). Тогда духовенство потребовало отставки премьер-министра страны Никола Пашиняна.

Насколько они ухудшились, показывает эпизод 28 мая. Тогда впервые в истории Армении полиция попыталась не пустить католикоса всех армян Гарегина II и сопровождающее его духовенство в мемориальный комплекс Сардарапат, куда в этот день должен был прибыть Пашинян для празднования Дня Первой Республики.

Гарегин II. Фото: тг-канал Новости-Армения

Полицейские выстроились в цепь, заявляя, что в это время на территории Сардарапата должны были пройти государственные протокольные мероприятия.

Впрочем, возможно, действия полиции были связаны с тем, что в это же время невдалеке находилась группа активистов из оппозиционного движения «Тавуш во имя родины» во главе с архиепископом Галстаняном.

Как сообщают СМИ, Гарегину II все же удалось пройти к мемориалу, где он отдал дань памяти героям Сардарапатской битвы.

Если в начале протестного движения Никол Пашинян практически не комментировал происходящее, то в последние дни премьер-министр высказал серию обвинений в сторону самого архиепископа Баграта и апостольской цервки Армении в целом.

Пашинян объявил, что Баграт Галстанян якобы собирается лишить церковь имущества и ввести налог на ее доходы.

Провластные спикеры пытаются представить протест как интригу Москвы. Члены партии «Гражданский договор» в открытую говорят, что это действует российская «пятая колонна», которая хочет свергнуть армянскую демократию.

По мнению политолога Гранта Микаеляна,

цитата

«то, что и как говорит Пашинян и его сторонники в данном вопросе, и по форме и по содержанию является конспирологией. 

  • Во-первых, я знаю, что никакого заговора нет. Да и что это за заговор такой, в котором участвует большинство. Может, заговорщик — это сам Пашинян? Сама идея, что существует некий заговор, о котором якобы известно лишь Пашиняну, абсолютно неадекватна. Суть не в том, кто станет следующим премьером Армении, а в том, кто премьером быть не должен. Пашинян пытается увести вопрос от этого. Власти Армении на протяжении долгого времени обещали мир в регионе, говоря, что небольшие уступки приведут к нормализации. Вот мы уступаем, но при этом никакой нормализации мы не наблюдаем, для очень многих стала очевидной лживость так называемой мирной повестки. 
  • Вторая часть проблемы заключается в том, что произошедшие в последнее время процессы (попытки изменить конституцию, сдача Арцаха) привели к резкому падению рейтинга властей. Таким образом, условия для такого протеста созрели. Немаловажную роль играет и то, что у нового протеста очень харизматичный лидер, тогда как у других протестов не было лидеров, была какая-то оппозиция, но она достаточного доверия не имеет, чтобы собрать необходимое количество людей на улице».

Отказали «бывшим»

Никол Пашинян. Фото: Александр Казаков / пресс-служба президента РФ/ТАСС

Никол Пашинян сам пришел к власти в 2018 году на волне массовых уличных протестов. Однако теперь протесты направлены против него. Все предыдущие протестные движения в Армении проваливались из-за отсутствия лидеров, а те, кто выдвигался, не пользовались популярностью и доверием среди граждан. По мнению Гранта Микаеляна,

архиепископу Баграту удалось вызвать доверие людей по той причине, что общество отказывает всем «бывшим» политическим силам:

— Есть итоги выборов 2021 года, где оппозиционные силы получили в сумме 25% голосов. Это не так уж и мало, с одной стороны, но с другой — недостаточно для коренного изменения ситуации в стране. В то же время есть пример выборов мэра Еревана (17 сентября 2023 года. Ред.), на которых кандидат от власти и вообще партия власти получила очень плохие результаты: 9,4% от общего списочного состава избирателей и 32% от числа тех, кто пришел. Я подчеркиваю первую цифру, потому что явка была мизерной. У нас есть слабая власть и слабая оппозиция. Изменил картину фактор архиепископа Баграта.

Архиепископ Баграт (который, кстати, в 2018 году поддержал Пашиняна) идет в политику не как действующий священнослужитель. Он уже объявил, что не сможет сочетать духовную службу с работой на посту премьера, так что после обсуждения ситуации с католикосом всех армян Гарегином Вторым Галстян попросил «заморозить» его 30-летнюю духовную службу. В дальнейшем в политической борьбе он намерен выступать как гражданин (это единственный возможный вариант по закону), хотя пока сохраняется его положение в церковной иерархии.

Важно, что движение начал архиепископ лично, а не сама церковь как институция, повестка у протеста не религиозная, а политическая.

Баграт Галстанян на акциии с требованием отставки премьера Армении Никола Пашиняна. Фото: Middle East Images / ABACA

Основным препятствием для избрания архиепископа Баграта на какую-либо должность может послужить то обстоятельство, что он одновременно является гражданином Армении и Канады.

А в Конституции страны говорится: «Депутатом Национального Собрания может быть избрано каждое лицо, достигшее 25 лет, последние 4 года являющееся гражданином только Республики Армения» (ст. 48, п. 2). По словам Гранта Микаеляна, «возникает дилемма, как с этой ситуацией быть. Есть два варианта. Первый — нарушить Конституцию. Правда, Баграт уже заявил, что не хочет этого. Второй — изменение определенных положений в Основном законе». Политолог считает, что эта перспектива весьма вероятна в случае победы оппозиции, но сам в эту победу не верит.

Удивительно, что протест против сдачи территорий в Тавушском марзе из локального перерос в национальный. В самом начале протестного движения многие сами ездили в Тавуш, участвовали в перекрытии трассы. Однако тогда не казалось, что протестное движение дойдет до столицы.

4 мая активисты движения «Тавуш во имя родины» вместе с архиепископом Багратом Галстаняном начали шествие из приграничного села в Ереван.

В отличие от действий Пашиняна в 2018 году, движение не имеет четкой тактики, технологий, все делается на ходу.

Акции протеста в Ереване. Фото: Александр Патрин / ТАСС

С одной стороны, это отличает «Тавуш во имя родины» от «бархатной революции», с другой — является его слабой стороной. Но в обществе возникли очень серьезные ожидания, в том числе относительно изменения политической ситуации. И когда выяснилось, что шествие Баграта набирает ход, к нему присоединяются все новые сторонники, мы увидели, что вырос трафик СМИ, которые освещали шествие, скажем, у YouTube-канала «168.am» в сутки число просмотров достигло 2–3 млн.

Силовое противодействие вряд ли будет смягчаться. При этом сам Пашинян ранее всегда пытался показывать, что улица на его стороне. Но цифры его опровергают: судя по последним опросам, на данный момент протестное движение поддерживает 53,5% жителей Армении, 38% настроены против. Что касается персонально Пашиняна, арифметика совсем другая: его поддерживает 28% и где-то 67% против.

Микаелян уверен, что у премьер-министра нет перспектив роста. Однако Никол Пашинян получил полную поддержку от США и от Евросоюза как на уровне публичных заявлений, так и на уровне встреч. То, что у протестного движения нет внешней поддержки, позволяет Пашиняну сохранять ситуацию под контролем.

Правда, ситуация может в какой-то момент измениться, и это будет завесить уже не только от внутриармянских процессов. Страна является то ли статистом, то ли жертвой, но никак не лидером международных политических процессов, даже на своей территории.

Есть одна серьезная структурная проблема армянской политики — дефицит лидерства и авторитетов. В армянских СМИ идет кампания очернения всех людей, у которых есть хоть какой-то вес в обществе.

Это продолжается несколько лет, а начало было положено еще до прихода Пашиняна к власти. В результате оказалось, что в стране нет того, кого бы слушали, кому бы верили, уважали, доверяли. Но архиепископ Баграт оказался как раз таким человеком.

Арминэ Агаронян