Почему «Новой» представляется важным разобраться в этом непростом вопросе? Потому что ответ РФ на выпад США может обернуться имущественными потерями для российских граждан, а это укладывается в разрастающуюся схему не только уголовных и административных репрессий, но также гражданско-правовых притеснений «недостаточных патриотов».
Впрочем, могут пострадать и те, кто не проявляет публичной активности, а то и поддерживает режим.
Американский закон, вошедший в пакет проектов об оказании военной помощи Израилю, Тайваню и Украине, предусматривает механизм, дающий президенту США полномочия по конфискации российских суверенных (государственных) активов для обращения этих средств на помощь Украине. В основном это средства Центробанка, Фонда национального благосостояния, Минфина РФ и других министерств и ведомств на сумму (в США) порядка 4–5 млрд долларов.
В международном частном праве действует принцип неприкосновенности суверенных активов, и до сих пор допускалась конфискация средств для направления их Украине только в порядке преследования нарушителей санкционного режима — отдельных юридических и физических лиц, но не государства. Правда, и президент Байден пока не использовал предоставленные ему апрельским законом возможности, но в общем, если не принимать во внимание публично-правовые причины, побудившие США к отступлению от принципов частного права, то «они первые начали».
Ответ Путина, однако, не выглядит симметричным — по не зависящим от него причинам. Российским правительству и Центробанку до 24 февраля 2022 года было выгодно держать активы за рубежом — там их и застало начало СВО, о котором, похоже, они не были предупреждены. Для США, напротив, не было никакого резона держать суверенные активы в России, так что и конфисковывать у них здесь, по большому счету, нечего…
Эврика! Кто-то сообразил, что, хотя перспектива полностью компенсировать убытки нереальна, зато можно «убить второго и третьего зайцев»: напакостить ушедшим из РФ американским компаниям, а также некоторым непатриотичным гражданам РФ.
Так в указе появились довольно корявые с точки зрения законодательной техники и не сразу понятные «лица Соединенных Штатов Америки».
Перечислим три варианта имущества этих «лиц США», на которое после внесения поправок в российское законодательство можно будет обратить взыскание:
- Собственно суверенные активы — это, например, новое здание посольства США в глубине участка на Новинском бульваре (старое, как и сам участок, в долгосрочной аренде), автомобили и оборудование. Негусто, тем более что эти виды имущества защищены конвенциями международного публичного права;
- Имущество компаний, ушедших из России после начала СВО (а тут и такие монстры, как, например, «Эппл» и «Гугл»). Специальным законодательством им было разрешено продать свои активы по согласованной с РФ цене, но деньги вывести не позволили, они хранятся в рублях на специальных счетах. Согласно плану, вытекающему из указа № 442, эти фактически замороженные средства могут быть окончательно конфискованы;
- А тут самое интересное: согласно указу, к «лицам США» могут быть отнесены и отдельные россияне — физические лица. Это счастливые, какими они мнили себя до сих пор, обладатели вторых, а именно американских, паспортов, а также имеющие в США вид на жительство («резиденты»). Охота за имуществом таких граждан больших барышей и не сулит, зато может точечно дополнять общий режим преследования тех, кто не нравится режиму или его отдельным представителям.
Возможны и дополнения в виде рейдерства.
Если пункт 1 с юридической точки зрения «симметричен», то пункты 2 и 3 — это уже гоп-стоп: частным лицам придется отвечать по суверенным обязательствам, возникшим в результате разборок между государствами, к каковым разборкам они заведомо не имели никакого отношения.
Если не хлопать ушами, у физических «лиц США» есть четыре месяца, чтобы подготовиться. Президент в своем указе ссылается на ранее принятые законы: № 127-ФЗ от 04.06.2018 г. «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств» и № 281-ФЗ от 30.12.2006 г. «О специальных экономических мерах» с дополнениями, внесенными в 2019 году.
Однако эти законы распространяются лишь на юридические лица и предусматривают только лишение их права совершать определенные действия с имуществом (блокировка). Непосредственную угрозу для обладателей вторых американских паспортов будут создавать поправки, которые в течение четырех месяцев будут внесены, скорее всего, в эти же самые законы. Из указа понятна лишь общая схема.
Она такова.
Пострадавшие в результате конфискации активов в США правительственные структуры должны будут обратиться в суд (Конституция РФ допускает лишение права собственности только по суду), который в случае «обоснованных предположений» о том, что в США с ними поступили несправедливо, направит запрос в правительственную комиссию (по контролю за иностранными инвестициями).
Та, в свою очередь, подыщет имущество того или иного «лица США», путем отъема которого по суду «справедливость» в отношении правительства или Центробанка РФ будет хотя бы частично восстановлена.
Получаются два разных контура. В одном будут находиться «истцы» — правительственные структуры и Центробанк РФ, а в другом «ответчики» (смотри перечень выше). Указ предусматривает для реализации этой схемы создание специального «федерального органа исполнительной власти» — он будет заниматься (и, видимо, еще до своего официального создания уже занялся фактически) «выявлением» особо лакомых объектов и (или) интересных физических лиц.
А что насчет граждан РФ — обладателей не американских, а, в том числе, вторых паспортов европейских стран? Они могут спать спокойно и испытывать злорадное удовлетворение от неприятностей у соседа? Едва ли. В российском перечне «недружественных стран» сначала тоже были только США, а теперь фактически и вся Европа.
Европейская комиссия (высший исполнительный орган Евросоюза) только что сообщила, что с июля банки европейских стран будут направлять на помощь Украине доходы от замороженных там российских суверенных активов. О конфискации самих активов в Европе речь не идет — на тамошний взгляд это было бы слишком очевидным нарушением международного частного права, зато там и российских активов существенно больше, чем в США, — порядка $300 млрд. Так что тут тоже следует в ближайшее время ждать «ответки», которая может обернуться против россиян — обладателей паспортов европейских стран.