Комментарий · Политика

Зауранье

Как далеко распространится кремлевское влияние на 26-миллионный Нигер, и при чем здесь иранская ядерная программа и Украина

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Омар Турей, президент Комиссии ЭКОВАС (слева), президент Ганы Нана Акуфо Аддо (в центре) и министр иностранных дел Нигера Юсуф Туггар перед заседанием ЭКОВАС. Фото: AP / TASS

Российские власти добились «новых успехов» в сотрудничестве с военными хунтами Африки. В минувшую пятницу «дружественные» Кремлю правящие режимы Нигера, Мали и Буркина-Фасо объявили о том, что «доработали проект» своего объединения в Альянс государств Сахеля (AES). На этом фоне правящие путчисты Нигера выгоняют из страны американский военный контингент — вслед за французским, который вынужден был уйти в конце прошлого года. Ключевым в вопросе выставления американцев за дверь стал скандал с возможной продажей нигерского урана Ирану. Чему, по данным источников Le Monde, может способствовать «новый покровитель» Нигера — Москва. Решение, которое, по словам источников, вероятно, «следует увязать с соглашениями, заключенными между Москвой и Тегераном для военных действий в Украине».

Альянс государств Сахеля: путчисты против «колониалистов»

Но сначала — о союзе пророссийских хунт.

Как сообщило агентство France-Presse, о «доработке проекта» AES было объявлено по итогам состоявшейся 17 мая в нигерской столице Ниамее встречи «министров иностранных дел» Мали, Буркина-Фасо и Нигера. Стороны сообщили, что «руководители стран» подпишут соглашение на своем «ближайшем саммите».

Альянс государств Сахеля — новое военно-политико-экономическое объединение, которое создается властями 26-миллионного Нигера, 22-миллионного Буркина-Фасо и 22-миллионного Мали в качестве «альтернативы» существующей уже полвека крупнейшей региональной организации ЭКОВАС.

Об «окончательном и бесповоротном» выходе из Экономического сообщества стран Западной Африки три страны объявили в конце января, сославшись на то, что эту организацию «использует в своих целях Франция». Помимо этого, ЭКОВАС оказалось «виновно» в том, что ввело санкции* против всех трех режимов, которые установились в результате военных переворотов (в мае 2021 г. — в Мали, в сентябре 2022 г. — в Буркина-Фасо, в июле 2023 г. — в Нигере), а кроме того, в первые недели после нигерского путча угрожало возможностью введения войск для возвращения на законное место свергнутого президента.

В каждой из трех стран сразу же после прихода к власти путчисты предъявляли требование о выводе французских войск, в чем официальный Париж прямо обвинял Москву. Правота обвинений неоднократно подтверждалась фактами, начиная с прибытия в эти страны российских инструкторов и «военного оборудования» и заканчивая массированной пропагандистской поддержкой прихода «русских братьев» вместо «французских колонизаторов».

Незваные «гости» на американской базе

Сейчас в Нигере показательно вытесняют американцев. 2 мая «высокопоставленный представитель министерства обороны США» сообщил агентству Reuters, что на авиабазу 101 в Ниамее (расположенную рядом с международным аэропортом имени Амани Диори) прибыли российские военные — притом что оттуда еще не ушли военнослужащие американской армии.

«Высокопоставленный представитель» при этом отметил, что хотя «ситуация не очень хорошая», но «в краткосрочной перспективе — контролируемая».

Нигер. Фото: AP / TASS

Глава Пентагона Ллойд Остин, которому в тот же день задали вопрос на эту тему на пресс-конференции в Гонолулу, тоже сделал «успокоительное» заявление. Сказал: «Россияне находятся на отдельном участке и не имеют доступа к американским войскам или нашему оборудованию… Я всегда сосредоточен на безопасности и защищенности наших военнослужащих… Но прямо сейчас я не вижу здесь существенной проблемы с точки зрения защиты наших вооруженных сил».

Американцы, несмотря на то, что сразу после переворота из страны были изгнаны французы (окончательный вывод их контингента в 1500 человек состоялся в конце декабря 2023 года, тогда же было закрыто и французское посольство), старались до последнего «навести мосты» с путчистами и сохранить свои базы. Притом что сразу после переворота заявили о «приостановке военного сотрудничества» с Нигером.

Тогда же они перевели часть своих сил со столичной авиабазы 101 (юго-запад страны, поблизости с Буркина-Фасо и недалеко от Мали) на авиабазу 201 в городе Агадес (центральная часть Нигера). По данным Reuters, эта авиабаза стоимостью «более 100 млн долларов» с 2018 года используется американцами для нанесения ударов беспилотниками по боевикам нескольких печально известных во всем мире террористических группировок. С этой базы американские беспилотники и самолеты могли летать над территорией Нигера до границ Ливии, Чада, Нигерии и Мали («стран с ограниченными возможностями воздушного наблюдения», где «процветают джихадистские группировки, торговля оружием, наркотиками и людьми», отмечает France-Presse).

Французы, к слову, более восьми лет (2014 — ноябрь 2022) проводили в странах Сахеля (Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Чаде и Мавритании) антитеррористическую операцию «Бархан», в ходе которой много взаимодействовали с американцами.

Марш сторонников государственного переворота в Нигере. Фото: AP / TASS

Несмотря на то, что операция шла далеко не идеально, трудно представить, что после ухода французов и американцев несколько сотен (или даже тысяч, что вряд ли) россиян смогут эффективно бороться с терроризмом в гигантском регионе Африки — даже если бы перед ними стояла такая задача.

Но, очевидно, ни французы, ни американцы не смогли сделать захватившим власть нигерским, малийским и буркинийским капитанам и полковникам (мгновенно ставшими президентами и министрами) предложений, которые бы лично для них перевесили сотрудничество с Москвой — начиная с обеспечения им личной охраны и финансовых вливаний в карманы и заканчивая «политической поддержкой»: 

Кремль, в отличие от Елисейского дворца и Белого дома, не заявлял о незаконности их власти и не требовал скорейшего проведения демократических выборов (во всех трех странах) или освобождения (в Нигере) из-под ареста законно избранного президента Мохамеда Базума.

Уран, Вашингтон и Тегеран

По данным источников Reuters, нигерский режим потребовал ухода американского контингента сразу же после того, как в середине марта «высокопоставленные официальные лица США выразили обеспокоенность в связи с ожидаемым прибытием российских войск и сообщениями о том, что Иран ищет в стране сырье, в том числе уран» (для своей ядерной программы).

Как отмечает Le Monde, в Вашингтоне и в Париже «за этим делом следят, как за закипающим молоком». По данным французского издания Africa Intelligence, хунта Нигера, несмотря на постоянные отрицания, продолжает «конфиденциальные переговоры» с Ираном «о поставке 300 тонн» «желтого пирога» (уранового концентрата), стоимость которого оценивается в 52 млн евро (копейки по меркам Москвы и Тегерана, но внушительные деньги для Ниамея).

Этот уран, как сообщается, добывают на рудниках, эксплуатируемых с 1971 года французской компанией Orano Group в Арлите (север Нигера). Будучи акционером в размере 36,6%, нигерское государство «автономно продает свою долю продукции», объяснили газете в Orano Group, заверив, что к ним по вопросу подобной сделки «не обращались» ни представители нигерского режима, ни Тегеран. Компания также заверила, что «строго соблюдает международные санкции, которые запрещают любую продажу урана Ирану».

Сторонник государственного переворота в Ниамее, столице Нигера, во время акции в День независимости страны. AP/TASS

Информацию о переговорах подтвердили и «несколько официальных западных и нигерских источников» Le Monde. По данным газеты, «в первом квартале 2024 г.» доказательства таких переговоров добыли спецслужбы США. Возможно, эти доказательства были приведены в ходе упомянутых выше американо-нигерских переговоров 12‒14 марта в Ниамее, которые с американской стороны возглавляла помощник госсекретаря по делам Африки Мэри Кэтрин Фи. По данным источника Le Monde, она предлагала хунте возобновление «приостановленного» после путча военного сотрудничества и возможность увеличения помощи со стороны Вашингтона — но только в том случае, если нигерцы «дадут гарантии», что не будут поставлять уран иранцам и, по крайней мере, «не будут размещать российских наемников на той же территории, что и американские военные». Такую же информацию сообщали и источники Reuters, более развернуто: «По словам чиновника, хотя послание США официальным лицам Нигера не было ультиматумом, было ясно дано понять, что американские войска не могут находиться на одной базе с российскими войсками. «Они (нигерцы) восприняли это не очень хорошо», — сказал чиновник».

AFP уточняет, что Мэри Кэтрин Фи «пригрозила Нигеру санкциями, если он подпишет торговое соглашение с Ираном».

Информацию подтвердил и «премьер-министр» Нигера Али Ламин Зейн в интервью Washington Post на прошлой неделе.

В итоге уже через пару дней, 16 марта, режим денонсировал соглашение о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами, заявив, что оно было «навязано» Вашингтоном «в одностороннем порядке» и что американское присутствие отныне является в Нигере «незаконным». А кроме того, официальный представитель хунты (так называемого «Национального совета по охране родины») полковник Абдраман заявил, что американцы, у которых «есть дроны и другие сложные устройства», отказывались делиться с «властями» Нигера «информацией о передвижениях террористов».

Хамид Амаду Нгаде, советник по связям с общественностью арестованного президента Мохамеда Базума, осудил это решение как «неблагодарное, безответственное и некомпетентное». По его словам, помощь США, напротив, «была решающей». Американцы помогали нигерским военным, долгие годы обеспечивая их техникой, обучая спецназ, создав современный разведывательный центр. (Американские беспилотники поддерживали нигерийскую армию в борьбе с джихадистскими группировками на юго-востоке страны, недалеко от Нигерии, также отмечает AFP.)

Париж, акция в поддержку президента Нигера Мохамеда Базума и ЭКОВАС. Фото: AP / TASS

По мнению Нгаде, после ухода американцев правящая хунта вынуждена будет отправлять своих солдат «на бойню» с джихадистами.

Не позже апреля на подмогу нигерским военным прибыли первые российские «инструкторы», а кроме того, хунта получила партию российской военной техники в рамках подписанного в январе с Москвой нового договора о сотрудничестве в сфере безопасности. Российская Федерация «оснастит» Нигер и «установит систему противовоздушной обороны», способную «обеспечить полный контроль над нашим воздушным пространством», заявило нигерское телевидение.

По данным Le Monde, 10 апреля «сотня российских парамилитари из «Африканского корпуса» (его считают «преемником» ЧВК «Вагнера». — Ю. С.) высадилась в Ниамее».

Перед этим, в конце марта, глава нигерской хунты генерал Абдурахман Тчиани поговорил по телефону с Путиным, чтобы обсудить «укрепление сотрудничества в области безопасности». В знак «важности» этого разговора для нигерской хунты он проходил в присутствии нескольких «министров» и «главы правительства», который посещал Москву в середине января, отметило RFI.

Уран, Москва и Тегеран

Неназванный «советник нигерского правительства» в своем комментарии Le Monde резко отрицал последние заявления из Вашингтона о том, что соглашение с Тегераном уже заключено. И обвинил американцев «в грубой лжи». Но заявил, что иранцы действительно «хотели подписать контракт на покупку 300 тонн урана» во время визита в Ниамей в конце февраля заместителя министра иностранных дел Ирана Махди Сафари.

«Уран — это не арахис! Поскольку мы связаны другими контрактами, мы отказались. У нас просто не было доступных запасов для продажи им», — заверил советник, при этом припугнув, что «ситуация может быстро измениться».

«Премьер» Нигера Али Ламин Зейн тоже заявил, что с Ираном не подписано «абсолютно ничего», добавив, что если бы сделка и была заключена, то «не под столом, а перед камерами».

Если ничего действительно не подписано, то переговоры с Тегераном могут быть для нигерской хунты способом попытаться добиться более выгодных условий от Запада как в торговле ураном, так и в предоставлении различных видов помощи. Для Нигера уран — главный источник экспортной выручки, и страна уже не раз пользовалась подобным шантажом, чтобы набить цену на товар, отмечает Le Monde. «Во время резкого роста цен на руду в начале 2000-х годов президент Мамаду Танджа повысил ставки с Францией, подразумевая, что он может выделить месторождения Ирану — с целью пересмотра цен с Парижем. Это сработало», — вспоминает в разговоре с Le Monde Эмманюэль Грегуар, эксперт французского государственного Научно-исследовательского института развития (IRD).

Сегодня упомянутый выше «советник правительства Нигера» говорит: «Иран и Россия заинтересованы (в заключении сделки. — Ю. С.), даже если еще ничего не подписано».

Премьер-министр, министр экономики и финансов Нигера Али Ламин Зейн во время встречи с вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком. 16.01.2024. Фото: Сергей Пятаков / POOL / ТАСС

Нигерского «премьера» Али Ламина Зейна в январе принимали сначала в Москве, а затем в Тегеране — где он встречался в том числе с иранским президентом Раиси.

Согласно «нескольким официальным западным источникам» газеты Le Monde, «ведению последних теневых переговоров по урану содействовала Россия». Хотя объем, о котором шла речь, «не повлияет» на развитие ядерной программы Ирана, «с геополитической точки зрения существование этих переговоров — очень важное событие», которое «несомненно, связано с соглашениями между Москвой и Тегераном о поддержке военных действий в Украине», — заявил «официальный французский источник». По словам нескольких экспертов, предоставление доступа к нигерскому урану может стать со стороны Москвы «ощутимым вознаграждением» иранцам за поставки оружия, включая печально известные «шахеды».

Последние известия. Вашингтон и хунта Нигера: сотрудничество продолжается?

С 15 по 19 мая в Нигере вновь находилась высокопоставленная американская делегация, прибывшая для обсуждения условий вывода своего контингента. Переговорные группы возглавляли заместитель министра обороны США по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности Кристофер Майер и начальник Штаба сухопутных войск Нигера старший полковник Мамане Сани Киау.

19 мая по итогам переговоров было обнародовано заявление, в котором говорится, что стороны «достигли соглашения». По его условиям, вывод американских войск, «который уже начался», должен завершиться «не позднее 15 сентября 2024 года».

Американцы при этом, несмотря ни на что, решили не хлопать дверью. В заявлении подчеркивается, что «вывод американских войск из Нигера не влияет на продолжение американо-нигерских отношений в области развития»; «Соединенные Штаты и Нигер обязуются вести постоянный дипломатический диалог для определения будущего двусторонних отношений».

Вывод американских войск из Нигера «не влияет на продолжение американо-нигерских отношений в области развития». Фото: AP / TASS

По данным министерства иностранных дел Нигера (на которые ссылается AFP), сотрудничество страны с США в области помощи в целях развития должно быть продолжено в рамках нового трехлетнего соглашения на сумму почти 500 миллионов долларов.

В интервью Washington Post на минувшей неделе «премьер-министр Нигера» г-н Зейн заявил, что хотя в Ниамее и потребовали вывода американских войск, но «его правительство» хочет продолжать экономические и дипломатические отношения с США, и «ни один нигерец не считает Соединенные Штаты врагом». «Если бы пришли американские инвесторы, мы бы дали им то, что они хотят, — рассказал он, обращаясь к чиновникам Госдепартамента: — У нас есть уран. У нас есть нефть. У нас есть литий. Приезжайте, инвестируйте. Это все, чего мы хотим».

***

В начале мая правозащитная организация Международный комитет спасения (IRC) заявила, что в «странах Центрального Сахеля» (Нигер, Мали, Буркина-Фасо) от серьезного недоедания страдают 7,5 млн человек (то есть более 10% населения).

Тот факт, что теперь Россия — основной «покровитель» этих стран, не обязательно будет означать, что их население станет более сытым, но явно сделает более «тучными» условия жизни российских «кураторов» Африки и их подопечных путчистов. 4 мая официальное агентство РИА «Новости» сообщило о прибытии в Ниамей «самолета с гуманитарным грузом из России». И «иронично» отметило, ссылаясь на нигерский «источник в силовых структурах»: в то время как «Россия протянула руку помощи и привезла необходимые продукты», «американцы пакуют свои чемоданы и готовятся покинуть Нигер». Подчеркнуло: «Передача гуманитарной помощи происходила перед стенами военной базы, на которой находятся американские военные».

* В конце февраля большая часть суровых санкций в отношении Нигера (включая заморозку госактивов и закрытие воздушного пространства страны) была снята «по гуманитарным соображениям». Одновременно ЭКОВАС потребовало немедленного освобождения президента Базума, но он до сих пор (вместе с женой) находится под арестом; более того, хунта пока «планирует» над ним «суд».