В России, в русском театре живет, работает, меняется, ищет, сомневается и торжествует — гений.
Предполагаю ответный скепсис: «Дожил до времени, когда даже это совсем не важно, во-первых, и кому от этого легче — во-вторых!..» Да, время. Да, бремя. Тяжелейшие. Но не видно вариантов.
Человеческий тип, на котором Федор Достоевский строил свой мир, тип, неистово, всей жизнью выясняющий отношения с Богом, смыслом, местом и человеком, в современной российской реальности, кажется, почти исчерпан. Но не в петербургском Малом драматическом театре — Театре Европы.
Здесь так существуют.
Знают: надо не заниматься, а жить искусством.
Додин не пускает посторонних на свои репетиции.
Он часами разговаривает с артистами после спектаклей.
Он опровергает любую актуальную повестку и держится своей внутренней работой. Каждый свой спектакль репетирует и меняет много раз — вслед за тем, как меняется сам и как время поворачивает материал.
Он всегда неожидан. Трагическое мироощущение не мешает ни иронии, ни смеху.
Аскет, при всей любви к земным радостям, обособленный, по сути, от всего, кроме репетиций и театра. Болельщик жизни, жадное любопытство к ней живет в нем вопреки опыту и усталости.