Сюжеты · Политика

«Пожалуйста, не умирай»

Президент Франции выступил с программной речью о будущем Европы

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Эмманюэль Макрон. Фото: Jeanne Accorsini / ABACAPRESS

Эмманюэль Макрон с трибуны, установленной в амфитеатре Сорбонны, произнес программную речь о будущем Европы. Речь была официально приурочена к принятию новой «стратегической повестки дня Европейского союза на 2024–2029 годы». Но так как повестка должна быть принята в конце июня — после обновления органов власти ЕС по результатам выборов в Европарламент — то оппозиция обвинила президента в использовании повода для оказания предвыборной пиар-поддержки собственной партии. Советники Макрона это категорически отрицали, подчеркивая, что речь — масштабна и для ее «усвоения» европейским партнерам потребуется время.

Рассказав об успехах, достигнутых Европой после его предыдущей программной речи (произнесенной здесь же в Сорбонне в сентябре-2017) — в первую очередь, в борьбе с пандемией и в деле коллективного ответа на действия РФ в Украине — Макрон перешел к другим вопросам «экзистенциального порядка».

Предупредил: «Наша Европа сегодня — смертна, она может умереть», и призвал «действовать без промедлений», потому что «на горизонте следующего десятилетия» существует огромный риск того, что она «будет отодвинута на второй план»: в экономике, в оборонной сфере, в культуре…

Признал что «либеральная демократия и ее ценности» «все более и более критикуются и оспариваются» в мире, но призвал с этим не смиряться. Призвал Европу «перестать не любить себя», не ослабляться под напором «популистов» и «националистов»

(ультраправой партии Ле Пен опросы предрекают первое место на евровыборах — Прим. ред.), не говорить покорно, что «они сильнее» и с этим ничего нельзя сделать, а действовать, защищая европейские ценности (культуру, гуманизм, демократию, независимость судов, свободу слова…): «Ответом должна быть не робость, а отвага».

«Отвага» должна быть подкреплена успехами — в экономике, в оборонной отрасли, в цифровой сфере, в инновациях…

Для этого нужен «большой план коллективных бюджетных инвестиций», «шок бюджетного финансирования», — сказал Макрон, призывая отказаться от чересчур строгих правил «сдерживания». И предлагая создать более выгодные условия для вложения денег в Европу, потому что сейчас «ежегодно триста миллиардов евро наших сбережений» (компаний и частных лиц) «финансируют американскую экономику».

Нужно повернуть этот денежный поток «домой», подчеркнул президент Франции и еще раз призвал страны Старого континента не возлагать на Соединенные Штаты основную надежду на свою защиту:

«Европа должна уметь защищать то, что ей дорого, вместе со своими союзниками, когда они готовы это сделать, и в одиночку, если это необходимо».

Высказался за идею большого европейского займа для финансирования оборонных расходов — в целях построения той самой «военной экономики», к которому он призвал почти два года назад, через несколько месяцев после 24.02.2022.

В «ближайшие месяцы» он предложит европейцам создать «европейскую оборонную инициативу», которая «возможно», будет включать европейский противоракетный щит; высказался Макрон и за создание «Европейского потенциала кибербезопасности и киберзащиты».

Выступил за «европейский приоритет» «в области обороны и в космической отрасли» (то есть, за финансирование создания и закупок в первую очередь европейского вооружения и оборудования). Такой же приоритет должен соблюдаться во всех других стратегических отраслях, начиная с сельского хозяйства и заканчивая цифровыми технологиями.

Снова призвал бороться и с «иностранным вмешательством» в европейское информационное пространство, начиная с кампаний дезинформации (в этом деле Макрон не раз отмечал «первенство» России).

Одним из главных экзистенциальных вызовов для Европы французский лидер снова назвал то, что творится в Украине и повторил: мы должны «сделать все», «чтобы Россия не выиграла эту *****». И заявил, что «был прав», когда 26 февраля (на конференции в поддержку Украины) посеял «стратегическую двусмысленность», упомянув о «возможности отправки» западных войск на украинскую территорию.

Программная речь Эмманюэля Макрона (которая когда-нибудь, возможно, войдет в историю под названием «Сорбонна-2») продлилась целый 1 час 48 мин., и более подробно о ее содержании «Новая» расскажет уже завтра.