Сюжеты · Общество

Сначала они пришли за Дуровым, а теперь за Маском

Бразилия хочет запретить Twitter

Павел Дубравский, политолог, специально для «Новой»

Илон Маск. Фото: TOBY MELVILLE / AFP / East News

В Бразилии продолжается крестовый поход против крупных технических компаний. В этот раз досталось Twitter (ныне X) и его владельцу Илону Маску. В отношении миллиардера началось расследование со стороны Верховного суда, дело рассматривает скандальный судья Алешандре де Мораес. Маск заявляет, что его сотрудникам угрожают власти страны, а суд планирует взыскивать с него штраф от $20 000 долларов в день.

История противостояния бразильского государства и международной корпорации началась 7 апреля. Х разместила сообщение о решении суда Бразилии — обязать X заблокировать популярные аккаунты в социальной сети. Компания уведомила их владельцев, но высказала опасения по поводу последствий. X не знают причины блокировки, компании не сообщили, какие конкретные посты нарушают бразильское законодательство.

Суд наложил запрет на раскрытие материалов дела: например, какой конкретный суд приказал заблокировать аккаунты, на каких основаниях и кто точно потеряет доступ к своему профилю. Суд установил, что в случае нарушения этих запретов, компанию ждут большие ежедневные штрафы от $20 000 за нарушение по каждому случаю нарушений. В заявлении компании открыто критикуется это решение: корпорация ссылается на нарушение Конституции Бразилии и Закона об интернете (Marco Civil da Internet).

Илон Маск заявил, что его компания подала апелляции по каждому делу, но некоторые из них рассматриваются больше года. Таких дел сейчас 42.

X призвал бразильские власти пересмотреть свой подход относительно свободы слова и высказываний в интернете. Компания призывает открыто уведомить пользователей, которые подлежат блокировке на территории Бразилии.

Среди тех, кого бразильский суд решил заблокировать, были действующие депутаты парламента и журналисты. Одним из таких политиков стал 25-летний конгрессмен Николас Феррейра, который установил рекорд по количеству проголосовавших за него избирателей в штате Минас-Жерайс. В публичной переписке с Илоном Маском он попросил у владельца компании доказательство того, что судья Алешандре Мораес использует свое положение и статус для уничтожения свободы слова в стране. Маск сказал, что готов представить материалы, но только после того, как сохранит жизни своим сотрудникам в Бразилии. По его заявлению, власти угрожают их безопасности.

Николас Феррейра. Фото: Википедия

После того как скандал вышел за пределы страны, Маск заявил, что снимает все ограничения с аккаунтов, которые потребовал ввести бразильский суд. Бизнесмен признался, что компания потеряет все свои доходы в этой стране, зато сохранит принципы и приверженность свободе слова. И против Илона Маска возбуждено дело о воспрепятствовании деятельности суда Бразилии.

Маск прокоментировал это решение следующим образом: «Этот судья нагло и неоднократно предавал Конституцию и народ Бразилии. Он должен уйти в отставку или быть подвергнут импичменту. Позор, Алешандре де Мораес».

Трансдемократия

Критики действующего режима в Бразилии называют страну «трансдемократией» — диктатурой, которая идентифицирует себя как демократию. И хотя эксперты считают Бразилию свободной страной — 72 пункта из 100 в индексах свободы, то вот свобода в интернете, согласно исследованиям, ограничена, и по этому показателю Бразилия относится к категориям «частично свободных» стран.

Лула да Силва. Фото: Википедия

Действующий президент коммунист Лула да Силва неоднократно призывал модерировать информацию в интернете и банить тех, кто выступает с позиций языка ненависти (hate speech). Он выступал против анонимности в сети. Это означает, что, по его мнению, любой информацией в интернете стоит управлять в соответствии с действующим политическим курсом. И правительство Бразилии ведет давнюю борьбу с «фейками» в интернете, а рестрикции затрагивают чаще оппонентов — представителей правых, в особенности сторонников бывшего президента Жаира Болсонару.

В 2019 году Верховный суд самостоятельно расширил свои полномочия и стал выполнять несколько функций одновременно — следователя, прокурора и судьи. Такие изменения произошли под эгидой «сохранения демократии».

Власть Верховного суда дошла до вмешательства в ход предвыборной президентской кампании 2022 года. «Чат-курилка» для бизнесменов и сторонников Болсонару с мемами стал «угрозой государственным институтам» после того, как один из участников написал: «Я лучше предпочту переворот, чем возвращение Партии трудящихся», — и получил в ответ картинку с хлопающими руками. В итоге нескольким бизнесменам вручили уведомления о заморозке своих финансовых счетов, их забанили в социальных сетях и обыскали.

Бразильский Дарт Вейдер

Возбуждение уголовных дел, тюрьма и баны в социальных сетях становятся негативной нормой в бразильском обществе. Судья Мораес лично указывал соцсетям на тысячи материалов и видео, которые нужно удалить. Совсем недавно 10 из 11 судей приговорили конгрессмена к девяти годам тюрьмы за «угрозы на стриме» в адрес суда.

Судья Мораес. Фото: Википедия

Мораес нападает не только на правых, хотя в большинстве случаев именно на них. Например, официальный аккаунт Бразильской партии коммунистов написал в Twitter, что Мораес был «скинхедом» и что Верховный суд стоит распустить. Судья приказал забанить все аккаунты партии, включая ютуб с более чем 110 000 подписчиков. Хотя его главным «достижением» стало дело против экс-президента страны Жаира Болсонару, которому запретили избираться в президенты до 2030 года.

Об использовании цензуры в стране в качестве инструмента для подавления популярных и не согласных с курсом правительства политиков известно давно. Николас Феррейра рассказал об этом в ООН. Конгрессмен и сын экс-президента Эдуардо Болсонару делился подробностями преследования политических оппонентов в Европарламенте. Таких историй много, бразильская судья Людмила Линс Грило рассказывает о своем опыте взаимодействия с Верховным судом уже из-за границы. Ей пришлось эмигрировать в Соединенные Штаты, откуда она критикует Алешандре де Мораеса. Как только она публично выступила с критикой судьи, на следующий день ее бразильский паспорт и банковские счета были заморожены.

Маск назвал Мораеса бразильским Дартом Вейдером из-за его внешнего сходства с известным персонажем.

Оба лысые, ходят в черных робах. Миллиардер не видит между ними разницы, возможно, из-за схожести по уровню влияния и внушаемого страха.

Крестовый поход властей Бразилии против свободы слова

Выборочной «модерацией контента» все не ограничилось. С 2020 года в Конгрессе лежал «спящий» законопроект по борьбе с фейками в интернете. После избрания президента Лулы да Силвы в 2022 году о нем снова вспомнили. Закон носил не консультативный характер, а расширял полномочия по контролю за информацией. Он расширял ответственность за распространение того контента, который признают ложным и несоответствующим действительности. Он должен был уничтожить анонимность в интернете и запретить фейковые аккаунты, причем ответственность за нарушение закона лежала бы не только на пользователях, но и на компаниях вроде Google или Meta*. Apple и Google выступили против этого законопроекта и публично его раскритиковали. Закон не был принят, Луле не хватило голосов в Конгрессе.

О работе цензуры в бразильском интернете стало известно подробнее в начале апреля, когда журналист Майкл Шелленбергер опубликовал серию расследований под названием Twitter Files Brazil. Он поделился перепиской между компанией и властями страны.

Чиновники потребовали:

  • преследовать и удалять популярные аккаунты оппонентов;
  • блокировать аккаунты критиков Верховного суда и Алешандре де Мораеса;
  • раскрыть персональные данные анонимных аккаунтов, которые критиковали избирательную систему Бразилии.

В случае невыполнения требований социальной сети грозили огромные штрафы. Сначала X согласилась с частью требований, но после передумала, когда среди подлежащих блокировке стали попадаться аккаунты известных политиков и журналистов. Благодаря расследованию стало известно, что Google, Facebook*, Uber, WhatsApp* и Instagram* без решения судов предоставляли властям информацию о пользователях и их номера телефонов.

При чем тут Павел Дуров и Telegram

X — не первая жертва бразильских властей. В 2023 году Telegram три дня был недоступен в стране по решению Минюста. Официальная причина — отказ мессенджера от сотрудничества в вопросах предоставления данных подозреваемых в преступлениях. Они могли быть причастны к нападению на школу в городе Аракрус. По мнению следствия, преступники использовали Telegram для координации и вербовки исполнителей. Подозреваемых окрестили неонацистами и затребовали их персональные данные от Павла Дурова.

Фото: Алексей Зотов / ТАСС

Дуров заявил, что у платформы нет технических возможностей деанонимизировать пользователей и передавать их данные. Спустя несколько дней его мессенджер был разблокирован, но должен был платить штрафы за нарушение требований бразильских властей. Причина блокировки частично связана с плохой коммуникацией между Верховным судом и Telegram. Суд отправлял свои запросы с требованиями удалять противоправный контент на старую почту компании.

Что дальше?

Маск публично критикует президента Бразилии Лулу да Силва и судью Алешандре де Мораеса. Второго он называет диктатором, который взял президента Бразилии в заложники еще во время президентской кампании 2022 года, когда тот противостоял Жаиру Болсонару. Миллиардер обещал опубликовать важные данные, которые покажут масштабы цензуры в бразильском интернете.

Заметим, что Илона Маска критикуют за его политику модерации контента внутри социальной сети X. Противники бизнесмена считают, что Маск сотрудничает с другими государствами и выполняет их требования по блокировке контента. И это действительно так. У бизнесмена есть «Доктрина Маска», которую упрощенно можно свести к правилу соблюдать законы других стран ровно до тех пор, пока местные правительства не начнут нарушать собственные законы. Помимо этого, 

в отличие от предыдущих владельцев твиттера, Маск открыто пишет о запросах правительств других стран блокировать неугодный им контент.

И компания делает это в тех случаях, когда юридическая служба не видит возможности отменить это решение. Так было с Турцией во время президентских выборов, когда бизнесмен открыто писал, что власти страны требуют от него удаления или блокировки конкретных аккаунтов. Компания подчинилась, но по 50 кейсам пошла в суд и продолжает судиться и сегодня.

Такая же ситуация и с другими странами, например, Австралией. Местные власти затребовали у X удаления твита с критикой назначения нового члена Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Компания согласилась это сделать, но заявила, что обратится в австралийский суд для оспаривания решения. Илон Маск придерживается принципа «выбирая между тем, чтобы выполнить требования властей в соответствии с их законодательством или подставить сотрудников компании под уголовные сроки, он выберет первое».

Фото: AA / ABACA / Abaca / East News

Противостояние с Бразилией уже привело к негативным последствиям не только для компании Илона Маска, но и бразильцев. Генпрокурор Хорхе Мессиас заявил, что страна не может позволить миллиардерам не подчиняться постановлениям суда и угрожать властям. Он предложил ускорить разработку законодательства по регулированию бразильского интернета. Государственный секретарь по коммуникациям в правительстве Пауло Пимента считает, что Бразилия должна пересмотреть соглашение с другой компанией Маска — Starlink. Интернета могут лишиться жители сельской местности Бразилии, сотни школ в этих местах могут выходить в сеть только благодаря Starlink. В ответ на это миллиардер сказал, что в случае нарушения контракта правительством Бразилии он все равно будет предоставлять интернет в сельские школы страны бесплатно, даже если это будет в минус компании.

Действующая политическая система Бразилии напрямую зависит от президента, который тоже не прошел мимо против кампании за свободу слова от Илона Маска. Президент заявил, что: «Не позволит ксенофобии и экстремизму угрожать демократии». Лула считает, что именно правый экстремизм, что бы это ни означало в его понимании, позволил миллиардеру критиковать «бразильский суд, министров, народ».

Илон Маск ни разу не критиковал народ Бразилии, готов за свой счет обеспечивать страну интернетом и помогать местным политикам отстаивать свободу слова.

Интересно, привлекут ли самого Лулу за распространение фейков? Очевидно, что нет. В вопросах власти «борьба с фейками» работает только по отношению к тем, кто не нравится правительству. Любое ограничение свободы слова начинается с попыток определиться, что можно говорить, а что нет, и подлежит проверке на фейки, модерации и ограничениям. Свобода слова бывает либо абсолютной, либо это уже не свобода слова. Как говорил сам Илон Маск: «Модерация — это пропагандистский синоним слова цензура».

* Деятельность компании МЕТА и ее продуктов признана экстремистской в РФ.