Колонка · Общество

Не убирайте телефоны!

Губернаторы никак не зависят от мнения и протестов жителей. Президент поставил — президент и снимет. Или не снимет

Глава МЧС и губернатор Паслер осматривают последствия паводка в Оренбургской области. Фото: МЧС / ТАСС

«Телефоны все убрали!» Эта фраза стала крылатой и с именем оренбургского губернатора Паслера срастется намертво, я думаю. Впрочем… Что впрочем — я чуть позже сформулирую. А пока о том, как «они утонули».

Когда за бедой для тебя стоят не просто абстрактные цифры поднимающегося уровня воды и затопленных домохозяйств, а конкретные люди, которых ты хорошо знаешь, то и все происходящее предстает совсем в ином разрезе. Оренбург прекрасный город, который я очень полюбил. Там живут мои друзья. Есть они и в Орске. А раз так, то ты уже не просто отстраненно листаешь сводки, а волнуешься, глядя на эти кадры и цифры, пишешь друзьям и ждешь ответа, радуешься, что у них все пока в порядке, и желаешь удачи. 

На что им полагаться, кроме удачи и собственной смекалки? Не на Паслера же!

Его прислали из Свердловской области. И если сейчас сочтут, что он провалил работу, то отправят не с волчьим билетом на все четыре стороны, а перемесят по горизонтали в рамках Вертикали на другое неплохое теплое место — даже с подмоченной репутацией.

Эта история великолепно показывает одну простую вещь: у Паслера и его коллег из всех подтопляемых (и вообще из всех!) регионов есть только один настоящий избиратель. Тот единственный человек, который по-настоящему их всех выбирает. Эти губернаторы никак не зависят от мнения, эмоций и протестов жителей своих субъектов. Потому что между этими людьми и конкретным чиновником на губернаторском посту отсутствует причинно-следственная связь. Президент Паслера поставил — президент Паслера и уберет. Или не уберет. И случится это не потому, что народ возмутился, а по совокупности других соображений — чисто аппаратных, в рамках сдержек и противовесов «башен» и группировок.

Губернатор на встрече с пострадавшими. Видео: Урал56.ру

Паслер сообщил людям, что даже отпуск отменил и рубашку не поменял перед встречей с ними. Сообщил об этом тем, кто потерял имущество, жилье — вообще все. И это фактурно продемонстрировало, где здесь ось абсцисс и где ось ординат. Даже в такой ситуации губернатор чувствовал себя барином.

Граждане — это не те, кто нанял тебя на работу и платит тебе зарплату из своих налогов, а подчиненные. Положа руку на сердце, без всех этих людей жилось бы даже лучше, спокойнее. Но они суетятся тут, шумят, телефоны достают.

Телефоны на встрече с Паслером так и не выключили. Именно поэтому мы и увидели эти дивные кадры. В этом смысле жители Орска молодцы. Имеют право снимать — и снимают. Но возмущение их переоценивать тоже не стоит. Не первый же случай.

С чего начался год? С замерзающего Подмосковья! Не глухомань какая-нибудь, а столичный регион. Где веером отключалось отопление и люди на морозе сидели без тепла, водили хороводы во дворе у огня и записывали видео в Кремль. Стихийно понимая, что на всех промежуточных этажах власти толку не будет. Крайним тогда сделали не губернатора Воробьева, а начальника котельной в Климовске. За него даже петицию потом подписали несколько тысяч человек. Потому что мужик в этой котельной несколько дней дневал и ночевал, пытаясь спасти хоть как-то положение, о тяжести которого предупреждал всех заранее, но никто его не слушал.

Дело кончилось привычным образом. Морозы отступили, трубы как-то залатали, а там и весна пришла. А люди, которые к президенту обращались, пришли на избирательные участки и проголосовали как полагается, безошибочно!

Великолепные результаты на выборах показала и Башкирия. Это там в середине января были многотысячные протесты в Баймаке. Такие, что пришлось срочно сгонять в Уфе бюджетников на митинг в поддержку главы региона Радия Хабирова. Хабиров, к слову, когда-то руководил подмосковным Красногорском. Вот так они и перемещаются по «глобусу» Российской Федерации.

Башкирские же протесты ни к чему не привели. А время спустя за особо активными их участниками начали приходить люди из компетентных органов. У органов и зрение хорошее, и слух, и память…

И это все как раз к той мысли, с которой я текст и начал. Фраза про телефоны должна навеки прилипнуть к Денису Паслеру, но может и так же легко забыться, как и слова того чиновника, который говорил гражданам, что не беда, что на улицах света нет, — от снега же светло! На нашей памяти за свои глупые слова пострадал реально разве что покойный уже кузбасский губернатор Тулеев, все поведение которого после трагедии в «Зимней вишне» было сплошным позором и даже извинения перед Путиным ему не помогли.

Но телефоны убирать все равно не нужно! «Крот истории роет медленно», и эти съемки, и сказанные слова в истории останутся и лягут и в портфолио, и в карму тех, кто их произносил.