Сюжеты · Политика

Президент Франции понюхал пороху

Макрон принял участие в церемонии закладки порохового завода, который уже через год должен поставлять продукцию. В последний раз завод на этом месте срочно создавали во время Первой мировой

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Закладка «первого камня» порохового завода EURENCO. Бержерак, 11 апреля 2024 г. Фото: Ludovic MARIN / POOL / AFP

Президент Макрон совершил громкую поездку на строительство порохового завода. Почти двадцать лет назад французские власти, уверенные в том, что полномасштабная война в Европу больше не вернется, разобрали старый завод, срочно построенный на этом месте в городе Бержераке в разгар Первой мировой, и экскаваторами зачистили территорию от вредных остатков производства.

Сегодня, когда Макрон взял на себя роль ударного европейского орудия, производство будет в срочном порядке воссоздано — и первый порох отсюда заполнит 155-миллимитровые снаряды для ВСУ меньше чем через год, пообещали в администрации французского президента.

Пороховой завод EURENCO должен начать работу в первом квартале 2025 года и производить в год 1200 тонн пороха. Порох «почти сразу» попадет в снаряды, которые будут отправлены украинской армии, сообщил источник в Елисейском; и вообще, 80% продукции этого завода планируется поставлять «на нужды Украины». Речь, в первую очередь, о порохе для 155-миллиметровых снарядов, предназначенных французским пушкам «Цезарь».

EURENCO — французское предприятие, на 100% принадлежащее государству. Группа была создана путем объединения французского Национального общества порохов и взрывчатых веществ (SNPE) и его шведского и бельгийского аналогов. Сегодня это европейский лидер в производстве пороха и взрывчатых веществ. «Взрывчатка производства EURENCO включена во французские и многие европейские боеприпасы: бомбы, боеголовки, торпеды, ракеты, снаряды и боеприпасы среднего калибра», — рассказал источник в Елисейском.

Помимо Франции у EURENCO есть производства в Швеции, Бельгии и США. Именно в Швецию предприятие перевело все производство пороха, после того как в 2007-м пороховой завод в Бержераке был закрыт и разобран. В этом 26-тысячном городе на юго-западе страны у компании остался завод по производству модульных метательных зарядов (их закладывают в ствол вслед за снарядом для его приведения в действие и регулирования дальности стрельбы).

Перед президентским визитом его советник сообщил о том, что с 2024 по 2026 год во Франции EURENCO «увеличит производство крупнокалиберного пороха в 10 раз, модульных метательных зарядов — в два с лишним раза: с 500 тысяч до 1,2 млн в год».

Макрон первым делом посетил — в каске и халате — действующее производство, а затем сфотографировался на церемонии закладки «первого камня» порохового завода.

Президент Франции Эммануэль Макрон (в центре) и генеральный директор EURENCO Тьерри Франку (справа) во время посещения завода компании Eurenco. Фото: Bernard Patrick / Pool / ABACA

Рядом с ним были представители местной власти (высказывавшие в комментариях журналистам большое удовлетворение по факту создания «250 прямых рабочих мест» и еще неизвестно скольких «косвенных»), а также глава генштаба вооруженных сил Франции Тьерри Бюркар, генеральный делегат по вооружениям Тьерри Шива, министр экономики Брюно Ле Мэр, министр вооруженных сил Себастьян Лекорню и начальники всех крупнейших французских предприятий ВПК.

Представительность делегации говорила о том, что это был не просто банальный выезд на церемонию начала строительства промышленного объекта, а еще и демонстрация французским гражданам того факта, что строительство «военной экономики» идет «полным ходом».

К построению военной экономики Макрон призвал через три с небольшим месяца после 24.02.2022 — выступая на отраслевой выставке Eurosatory. И с тех пор дважды проводил показательные «инвентаризации» строительства (27 октября 2022 года в городе Бурже на заводе Nexter и 28 марта 2023 года в Елисейском дворце»).

В нынешнем «смотре» участвовали начальники таких гигантов, как:

  • Dassault Aviation, 
  • MBDA, 
  • Thales, 
  • Airbus Helicopters, 
  • Aubert & Duval (производитель стали, используемой как для подводных лодок и самолетов, так и для пушек «Цезарь»), 
  • Naval Group (именно она когда-то должна была поставить России ставшие легендарными вертолетоносцы Mistral), 
  • KNDS France (в конце марта было объявлено, что эта франко-немецкая группа начнет производство вооружений и боеприпасов в Украине).

Во время совещания гигантов промышленности и президента нам, журналистам, разослали справку о том, каких успехов уже удалось добиться правительству и бизнесу в деле построения «военной экономики», основные принципы которой, по словам самого Макрона, просты: «производить намного больше и быстрее».

Проблема в том — и на эту тему высказались уже многие французские эксперты, — что оборонная отрасль после окончания холодной войны по многим направлениям была до такой степени разобрана, что восстанавливать ее до состояния по-настоящему «военной экономики» придется как минимум несколько лет. Хотя если кому в Европе это и по силам, то это, конечно, Франции.

У нее «есть сильные стороны — ее промышленность, ее армия, так что эта военная экономика — она также и для нас», — напомнил Макрон, выйдя к журналистам после совещания.

При этом, например, в деле производства снарядов президент — с графиками в руках демонстрировавший достигнутые успехи — называл цифры, которые пока можно назвать мизером — по меркам ежедневных «потребностей фронта». 15 000 снарядов, производимых сегодня во всей Франции за год, — это примерно дневная «потребность» украинской армии. Сейчас украинцы используют в три-четыре раза меньше.

Президент Франции Эммануэль Макрон, министр экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Брюно Ле Мэр, генеральный директор EURENCO Тьерри Франку во время пресс-конференции по итогам посещения завода, 11 апреля 2024 г. Фото: Bernard Patrick / Pool / ABACA

«В течение последних двух лет все говорили друг другу, ну почему мы не можем производить быстрее? Почему мы не можем поставлять больше оружия Украине? Просто потому, что потеря мышечной массы происходит очень быстро. А для восстановления требуется гораздо больше времени. А реальность заключается в том, что мы сегодня в значительной степени оплачиваем недоинвестиции прошлого», — говорил министр вооруженных сил Лекорню на специально созванной пресс-конференции в конце марта.

Хотя успехи у Франции уже есть, отметили в Елисейском 11 апреля во время визита в Бержерак.

справка «новой»

Военная экономика. Успехи Франции

Среди прочего в справке Елисейского отмечено «ускорение размещения» военных заказов «для удовлетворения наших потребностей и потребностей наших союзников»: 20 миллиардов евро заказов в 2023 году (по сравнению со средними 15 миллиардами евро в период с 2017 по 2022 год и 9,5 миллиарда евро в период с 2012 по 2016 год).

В справке также отмечено ускорение выпуска некоторых видов военной техники: 

  • беспилотников DELAIR — с 30 до 15 месяцев; 
  • утроение производства пушек Caesar и сокращение сроков производства каждой с 30 до 15 месяцев; 
  • сокращение времени производства ракет Mistral с 24 до 15 месяцев; 
  • увеличение производства самолетов Rafale с одного до трех в месяц; 
  • сокращение времени производства радаров ПВО GM200 с 18 до шести месяцев. 

В справке сообщается и об упрощении административных процедур, для чего создано Управление оборонной промышленности. Рассказано и о «примерно двадцати» фактах переноса военных производств обратно во Францию, и об обеспечении стабильного финансирования предприятий сектора.

Ведется и «кадровая работа», в том числе — «размышления о вознаграждении работников ВПК с точки зрения начисления процентов, оплаты сверхурочных».

Кроме того, Елисейский дворец рассказал о подписании с начала 2024 года договоров на производство в Украине продукции французских предприятий ARQUUS, DELAIR и NEXTER (являющегося частью упомянутого KNDS).

Наконец, подчеркнута готовность «проводить реквизиции в случае необходимости ускорения темпов и сокращения сроков производства». 

«Мы все видим, что мир сейчас меняется, так что нам необходимо производить больше — одновременно, чтобы поддерживать украинцев перед лицом этой *** и чтобы защитить самих себя. Эта динамика была запущена по всей Европе и во всем мире», — сказал Макрон журналистам и привел в пример EURENCO, чей глава стоял рядом наряду с министрами экономики и вооруженных сил: завод по производству модульных зарядов «работает безостановочно и уже удвоил производство».

На вопрос «совместима ли военная экономика с дефицитом бюджета», президент Франции ответил: «Конечно, потому что она производит богатство. И мы не снизим дефицит, уменьшая промышленное производство. Все совсем наоборот».

Дальше президент рассказал о начатом им процессе «реиндустриализации Франции», в который, конечно, вписывается «возрождение» порохового завода.

«Это красивый символ… Чуть больше ста лет назад, во время Первой мировой войны, здесь, на месте, которое сейчас стало пустырем, было производство пороха (создано в 1915-м. — Ю. С.). Было несколько тысяч работников. Оно было закрыто <…>, здесь остался пустырь, место даже было очищено от вредных остатков производства. <…> Мы вновь создадим промышленное предприятие и снова будем делать здесь порох», — сказал президент и почему-то улыбнулся.

На прозвучавший ранее вопрос: «Война — это хорошо для создания рабочих мест?» — Макрон, который до 24.02.2022, кажется, больше всех в этом мире приложил усилий в попытках умиротворить «российских друзей», ответил: «Я бы так не сказал. Я предпочитаю мир. Но промышленность, реиндустриализация — это хорошо для создания рабочих мест».

Напомнив о военной помощи, которую Франция оказывает Украине (в том числе о росте поставок дальнобойных ракет), Макрон ответил и на вопрос, что будет, если США так и не предоставят пакет военной помощи на 60 млрд евро. Сказал: «Европейцы должны быть готовы. Это смысл того, о чем я говорил в феврале (на Конференции в поддержку Украины в Париже. — Ю. С.). <…> Мы рука об руку работаем над этим вместе с Германией. <…> Возможно, мы должны будем сделать больше, если американцы не сделают. Мы не можем бросить Украину! Потому что Украина — это 1500 километров отсюда*. Это значит, что речь идет о нашей собственной безопасности. О возможности для Европы быть в мире».

P.S.

У Макрона спросили, что он думает о проведении Форума мира в Швейцарии 15 и 16 июня, «хороший ли выбран тайминг для переговоров и будет ли там Франция?». Он ответил: «Я думаю, что это очень хорошая инициатива, которая позволит собрать все страны для того, чтобы именно приготовить условия мира. Так что мы над этим тесно работаем — и мы будем на этой встрече <…> со всеми странами, которые хотят ДОЛГОСРОЧНОГО мира».

Известно, что Россию на конференцию не приглашали — таково было требование Украины.

* Имеется в виду от Страсбурга до Львова — как раньше уже говорил Макрон, а сейчас не сделал поправку на Бержерак.