Против предпринимателя из Тюмени Виталия Самойлика возбудили уголовное дело о финансировании экстремизма (ст. 282.3 УК) из-за пожертвований ФБК. По данным издания URA.RU, обвиняемого отправили под домашний арест.
Как сообщили источники агентства, Самойлик еще до запрета деятельности ФБК начал жертвовать организации деньги и продолжил делать это после признания фонда экстремистской организацией в 2021 году.
Изначально Центральный районный суд Тюмени отправил Самойлика в СИЗО. Но 15 марта апелляционная инстанция изменила меру пресечения, поместив предпринимателя под домашний арест. Спустя три дня бизнесмена внесли в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга.
***
Октябрьский райсуд Иркутска приговорил Алексея Камкина к трем годам условно по делу о донатах ФБК, сообщил Исследовательский центр «Сова»** со ссылкой на собственные источники.
Приговор Камкину по статье о финансировании экстремизма вынесли 14 февраля. Представители суда скрыли имя иркутянина в карточке дела и не сообщали о результатах процесса. К 57-летнему Камкину, бывшему сотруднику Института систем энергетики Сибирского отделения РАН, пришли с обыском в начале сентября 2023 года. После этого ученого поместили под домашний арест и внесли в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
***
Суд в Тюмени приговорил к штрафу 300 тысяч рублей омского активиста Антона Коврика по делу о пожертвованиях ФБК. Его освободили от уплаты штрафа, засчитав время нахождения фигуранта в СИЗО, пишет издание «7×7»**.
Коврика признали виновным по статье о финансировании «экстремистской деятельности». 6 сентября 2023 года в омском жилище молодого человека прошел обыск, после которого его задержали и перевезли в Тюмень. На следующий день стало известно, что Коврику вменяют донаты ФБК; в том же месяце фигуранта дела включили в перечень «экстремистов и террористов» и поместили в СИЗО.
Долгопрудненский горсуд Московской области приговорил программиста Алексея Маляревского к семи годам колонии по делу о подпольной деятельности «Штабов Навального».
Маляревского признали виновным по статьям об участии в деятельности «экстремистского» сообщества (ч. 2 ст. 282.1 УК) и его финансировании (ч. 1 ст. 282.3 УК). Ранее ему вменяли статью об участии в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК), но позднее дело переквалифицировали. Прокурор запрашивал программисту восемь лет колонии.
По версии следствия, молодой человек якобы перевел 150 долларов «экстремистскому» сообществу, а также развешивал в Москве листовки про судью Мосгорсуда Андрея Суворова, который приговорил Алексея Навального к 19 годам лишения свободы.
Маляревского отправили в СИЗО 20 октября 2023 года. За полтора месяца до своего ареста он вышел на Манежную площадь с плакатом «Свободу Навальному, свободу политзаключенным». Его задержали, но вскоре отпустили без протокола.
В Боровском районном суде Калужской области начали рассматривать уголовное дело о дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК) против Егора Карпунина. Молодого человека преследуют из-за листовок с QR-кодом, «позволяющим перейти на информационный ресурс запрещенной в Российской Федерации организации — и тем самым получить доступ к публикации, содержащей информацию, дискредитирующую Вооруженные Силы Российской Федерации». Листовки, по информации полиции, он расклеил на стенах многоквартирных домов в одном из населенных пунктов в Боровском районе Калужской области.
Ленинский райсуд Тюмени отправил под домашний арест инженера Алексея Чурсина по делу о распространении «фейков» о российской армии (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). Об этом ОВД-Инфо** сообщила супруга мужчины.
За день до этого группа силовиков, включая сотрудников ФСБ, пришла с обыском домой к Чурсину и его беременной жене. Во время следственных действий из квартиры изъяли ноутбуки, телефоны и флешки. После этого мужчину увезли в отдел полиции № 5 по Тюмени, где его допрашивали около шести часов.
Выяснилось, что против Чурсина возбудили уголовное дело по статье о публичном распространении заведомо ложной информации о российской армии по мотивам политической, идеологической или иной вражды. Чурсину вменяют несколько комментариев двухлетней давности во «ВКонтакте» на тему «спецоперации» в Украине.
«Я не состою ни в каких политических партиях, я не веду групп или каналов, я обычный инженер, работаю в нефтяной отрасли. Это моя первая судимость, я не привлекался к административному наказанию даже ни разу. Я лишь всегда выступал за мир и за свободную Россию, я патриот своей страны», — приводит супруга Чурсина его заявление по поводу уголовного дела.
Басманный суд Москвы заочно приговорил бывшего издателя «Медиазоны»** Петра Верзилова** к восьми годам и четырем месяцам колонии по делу о военных «фейках». В ноябре 2023 года Басманный суд в первый раз приговорил Верзилова к восьми с половиной годам колонии, но в марте Мосгорсуд отменил это решение по процессуальным основаниям и отправил дело на новое рассмотрение.
Поводом для возбуждения дела о «фейках» про российскую армию по мотивам ненависти стали два твита и два инстаграм-поста***. В марте 2023 года экс-издателя «Медиазоны» заочно арестовали.
Калининский районный суд Новосибирска заключил под стражу сотрудника мясного отдела рынка Далержона Ачилова по статьям о распространении военных «фейков» (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) и о хулиганстве (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК) по мотивам ненависти.
По версии следствия, с февраля 2022 года по середину марта 2024 года Ачилов публично высказывался «о целях, методах и ходе» СВО в Украине и о действиях Путина, а также «выражался грубой нецензурной бранью, оскорбляя русских женщин». Суд уточняет, что мужчина «выражал явное неуважение к обществу» и руководствовался «ненавистью» к гражданам РФ и представителям «социальной группы военнослужащие Министерства обороны РФ».
Октябрьский районный суд Петербурга отправил в СИЗО техника института ядерной физики Дмитрия Богмута по делу о военных «фейках».
По версии следствия, в период с 23 марта по 21 июня 2023 года Богмут, находясь в здании Курчатовского института в Гатчине, разместил на неком сайте тексты, видеозаписи и изображения, содержащие «фейки» о действиях российской армии. Следствие считает, что обвиняемый распространил «фейки» по мотивам политической вражды. Обвинение Богмуту предъявили 4 апреля.
Московскую медсестру и гражданскую активистку Ольгу Меньших отправили под домашний арест по делу о распространении «фейков» о российской армии (ч. 1 ст. 207.3 УК).
8 апреля у Меньших прошел обыск. По словам ее знакомых, силовики «перевернули все вверх дном», женщину держали в наручниках и не давали пить. Из помещения отказывались выпускать репетитора женщины по английскому языку. После этого ее доставили на допрос, где выяснилось, что уголовное дело возбудили из-за двух постов во «ВКонтакте». Активистка отрицает свою вину и факт размещения этих публикаций.
Басманный суд Москвы заочно назначил восемь с половиной лет колонии общего режима Денису Мамедову, который вместе с женой Марией рассылал коллегам антивоенные письма, сообщает Sotavision** со ссылкой на своего корреспондента в зале суда. Такой же срок во время прений запросил Мамедову прокурор. Адвокат по назначению просил оправдать своего подзащитного.
39-летний Мамедов вместе с 33-летней супругой Марией работали в Северо-Кавказском региональном центре судебной экспертизы Минюста в Ставрополе. По версии следствия, осенью 2022 года они разослали коллегам письма «антироссийской направленности» и стали публиковать антивоенные посты в соцсетях. Тогда же им стали угрожать на работе «последствиями» за отказ организовать сбор для нужд военных. После этого супруги покинули Россию.
Находясь за границей, Мамедовы начали активно публиковать антивоенные материалы и отправили более 35 жалоб в Генпрокуратуру и другие органы власти с требованием остановить спецоперацию.
Суд Читы перевел из-под домашнего ареста в СИЗО 17-летнюю школьницу Любовь Лизунову, которую обвиняют в призывах к «террористической и экстремистской деятельности». Об этом в письме активистке Анастасии Шевченко** сообщил второй фигурант дела Александр Снежков. «Любу тоже арестовали. Будет заканчивать 10 класс в СИЗО», — написал он из следственного изолятора.
Это первый случай, когда в России несовершеннолетнюю школьницу отправляют под стражу за антивоенные высказывания.
Волгоградский областной суд назначил 10 месяцев принудительных работ с удержанием 10% зарплаты Алене Агафоновой, которая «пощекотала» в инстаграме «Родину-мать». Помимо этого, ей запретили публикации в интернете в течение двух лет.
Агафонову признали виновной в осквернении символа воинской славы в интернете (ч. 4 ст. 354.1 УК). Дело рассматривалось в особом порядке: девушка полностью признала вину. До вступления приговора в законную силу ее отпустили под подписку о невыезде.
С февраля девушка находилась в СИЗО. Уголовное дело завели из-за июльского видео, на котором Агафонова снимает скульптуру и двигает пальцами так, чтобы зрителю казалось, что она ее щекочет.
Тогда внимание на нее обратили провластные блогеры, однако девушка смогла уехать из страны, после ее объявили в розыск. Впоследствии она вернулась в Россию — и была тут же задержана.
После ареста она извинялась за видео и подчеркивала, что никого не хотела оскорбить.
Бутырский суд Москвы вынес приговор о склонении к массовым беспорядкам в отношении участников телеграм-канала «Что делать!». Ранее «Новая» писала об этом деле подробнее.
Томский журналист Игорь Кузнецов приговорен к шести годам колонии общего режима, владелец канала Дмитрий Чебанов — к семи с половиной годам. Гражданской жене Чебанова Жанне Черновой назначено пять лет и два месяца. Дизайнеру, 22-летней Марии Платоновой, суд назначил пять лет и два месяца колонии с отсрочкой на период беременности и достижения ребенком 14-летия. Остальные фигуранты получили от шести до восьми лет лишения свободы.
Всех подсудимых признали виновными в склонении к массовым беспорядкам (ч. 1.1 ст. 212 УК), а также в возбуждении ненависти либо с угрозой применения насилия, либо в составе организованной группы (п. «а», «в» ч. 2 ст. 282 УК).
Верховный суд Башкортостана ужесточил приговор экс-главе штаба Навального* в Уфе Лилии Чанышевой — срок наказания увеличили с семи с половиной до девяти с половиной лет колонии общего режима. Заседание прошло в закрытом режиме.
7 ноября 2023 года Верховный суд Башкортостана утвердил Чанышевой приговор — при этом к делу активистки апелляционная инстанция добавила отягчающие обстоятельства: действия оппозиционерки интерпретировали как совершенные организованной группой по мотиву политической ненависти.
Позднее кассационный суд отменил это решение и вернул дело на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию. На заседании прокуратура потребовала увеличить Чанышевой срок наказания до десяти лет лишения свободы, поскольку ранее активистка якобы «провоцировала и подстрекала уфимцев» протестовать на улицах.
Вместе с Чанышевой по делу об «экстремистском сообществе» судили бывшего волонтера уфимского штаба Рустема Мулюкова, инвалида 1-й группы. Суд первой инстанции приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима, признав виновным в участии в экстремистском сообществе. Этот срок Мулюкову Верховный суд Башкортостана оставил в силе.
Осужденного по делу о военных «фейках» политика Илью Яшина поместили в ШИЗО на 10 суток, сообщает его группа поддержки со ссылкой на адвоката Михаила Бирюкова. Яшина отвели на дисциплинарную комиссию сразу после кратковременного свидания с матерью. Поводом для водворения в изолятор стало то, что, садясь за стол перед завтраком, Яшин снял куртку (верхнюю часть робы).
«Очевидно, что снятая перед завтраком куртка — лишь формальный повод составить рапорт о выявленном нарушении. Настоящая причина — продолжающееся давление на политических заключенных, их намеренная изоляция не только от внешнего мира, но и от других осужденных, попытка лишить воли, подавить, сломать», — отметили представители группы поддержки.
Другого осужденного за военные «фейки» — муниципального депутата Алексея Горинова — в колонии поставили на профилактический учет как склонного к суициду и членовредительству. Сотрудники колонии сослались при этом на некие оперативные данные под грифом «совершенно секретно».
Как рассказали активисты из группы поддержки Горинова, сам депутат находился в больнице при ИК-3 во Владимире. В настоящее время его вернули в ИК-2 в Покрове, где он продолжит отбывать наказание по уголовному делу.
«Поскольку я слишком люблю себя, дорожу вами и воспринимаю жизнь как дар Вселенной, хочу всех заверить, что никогда, ни при каких обстоятельствах добровольно не лишу себя жизни. Кроме того, у меня еще очень много важных дел на свободе и большие планы. Прошу иметь это в виду в том случае, если нечто подобное со мной вдруг произойдет», — прокомментировал произошедшее политик.
Журналистка издания RusNews Мария Пономаренко, осужденная по «фейковой» статье, объявила голодовку в СИЗО-1 Барнаула, сообщила ее защитница от правозащитного проекта ОВД-Инфо.
По словам адвоката, Пономаренко на днях заново перевели в следственный изолятор, и сотрудники ФСИН сразу стали оказывать на нее давление. Ей не дали принять душ, отобрали разрешенные вещи и продукты, купленные в магазине СИЗО, а также угрожали запретить звонки детям. Во время обеда от журналистки потребовали написать объяснение и обещали расценить это как отказ, если она прекратит писать и начнет есть. Защитница добавила, что после спора с администрацией Пономаренко отправили в карцер.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}