— Решение принималось не так долго и мучительно, как может показаться, — рассказывает бывший руководитель Школы медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС, а ныне директор и соучредитель FLAS Андрей Фетисов. — Нам было понятно, что, во-первых, в России нам не дадут делать то, что мы хотим, во-вторых, что будут репрессии, угрозы и прочие прелести.
— Железный занавес в академической среде опустился моментально, — говорит бывший декан факультета свободных искусств и наук «Шанинки», декан FLAS Марина Калашникова. — Для нас возможность академических международных обменов очень важна. Поэтому когда такая возможность закрылась, стало понятно, что надо собираться с духом и уезжать.
По словам Андрея Фетисова, он не раздумывал, какую страну выбрать для начала новой жизни. В Черногории давно живут и работают его друзья, в том числе основатель и директор сети русскоязычных частных школ Adriatic Владимир Шмелев. Он стал одним из сооснователей FLAS. Благодаря ему Андрей Фетисов познакомился с Любомиром Филиповичем, который загорелся идеей создания уникального для Балкан вуза и тоже вошел в состав учредителей.
Основатели FLAS решили не просто создать еще один частный вуз (их в Черногории немало), а предложить принципиально новую модель образования, которая широко распространена в Европе и США, но мало кому понятна на Балканах.
— В Черногории, как и в России, тот, кто хочет стать социологом или искусствоведом, поступает на соответствующий факультет, — объясняет Марина Калашникова. — А все европейские и американские программы Liberal Arts заключаются в том, что ты сначала заходишь в университет, а потом, после первого или второго года выбираешь себе major — специализацию. Например, социология, политология или история искусств. Это то, о чем ты пишешь дипломную работу, в каком-то смысле твоя профессиональная идентичность. Но это не все. В Liberal Arts важна широта образования.
По словам декана,