Каждый раз, когда по работе или в попытках разобраться в том, кто живет в стране рядом с тобой, читаешь многочисленные так называемые патриотические телеграм-каналы, блоги и медиа разной степени яростности, ловишь себя на мысли, что — нет, они не могут это всерьез про «всех накажем», «мы бесконечно круче всех», «вокруг враги, и только мы — д’Артаньяны»… А если и могут всерьез, то не по велению души, скорее по работе.
Но чем чаще натыкаешься на них и чем пристальнее вглядываешься, тем чаще замечаешь за иступленной истерикой нотки искреннего вожделения и желания уничтожить каждого, кто думает не в ногу, и готовности идти к своим целям до конца. Возникает ощущение, что они не просто упорно и неутомимо транслируют параллельные генеральной идеологической линии лозунги, а истово в них верят. И лозунги эти не только параллельны основным постулатам привластных генераторов смыслов и властителей дум вроде господина Дугина, который недавно призвал к тотальной милитаризации жизни в стране, к «тотальному массовому повсеместному внедрению традиционных ценностей», идеологизации всего общества, ограничению «либеральных прав и свобод» и введению категорического запрета на «любую критику государства, героев России, власти и президента», но и отражают то, что каким-то образом выросло и уложилось в головах многих и многих россиян.
Озвученные же в начале недели восемьдесят семь процентов, даже если они на самом деле вовсе и просто восемьдесят или семьдесят пять, или шестьдесят три, сколько бы их честным образом ни было в двузначном числе, отвечающем за более чем половину от проголосовавших, только подтверждают, что изрядное количество людей — большинство соотечественников — разделяют или хотя бы частично разделяют то, что стало государственным смысловым мейнстримом.
Чтобы понять, так оно или нет, а если так, то что конкретно думают о стране и ее настоящем и будущем люди, которым в нашем сегодня все как будто нравится и все устраивает, мы в рамках исследований нашей Лаборатории будущего «Новой газеты» провели несколько фокус-групп, отобрав для честного предметного разговора именно таких людей: обычных москвичей, в основном средний класс или близко к тому, с неплохим образованием, явно не голодающих и выступающих «за». И услышанное, нет, не удивило, но более чем впечатлило.