С декабря прошлого года шла усиленная борьба сербской либеральной оппозиции за то, чтобы были проведены новые местные выборы в столице страны Белграде. Наконец, в первую неделю марта стало понятно, что новые выборы в городской парламент состоятся. Как, превышая свои полномочия, об этом заявил президент страны Александар Вучич, — эти выборы пройдут 2 июня. Оппозиция, несомненно, считает себя победителем, но и власть извлекла из ситуации необходимый ей минимум.
Во-первых, результаты прошедших выборов, которые вызвали протесты, не будут отменены, а также не будет никакого официального расследования избирательных нарушений. Официальный Белград сделал вид, что правящей партии и ее союзникам не хватает всего-то двух мандатов, чтобы сформировать большинство в парламенте города, и только поэтому необходимы новые выборы. На самом деле это что-то вроде всем известного секрета: сербские власти уже до выборов контролировали популистское движение «Мы — голос из народа», с шестью местными депутатами которого партия Вучича могла спокойно сформировать большинство.
Проблема была в том, что институты Европейского союза, а также ОБСЕ приняли к сведению тревожные доклады с прошлогодних выборов в Сербии. В резолюции Европарламента открыто сказано о заморозке европейских фондов, доступных Сербии, что на практике также означало бы приостановку евроинтеграции страны. Такой сигнал власти Сербии не могли просто проигнорировать. Хоть они и не стремятся всеми силами провести нужные демократические реформы и стать членом ЕС, для них очень важно, чтобы путь к ЕС официально не прерывался. Это важно как для привлечения западных инвестиций и лучших условий для получения кредитов на международном рынке, но так и для внутренней политической стабильности.
Таким образом, сербские власти пошли на уступку оппозиции и ЕС, объявив новые выборы и не воспользовавшись результатами нарушений предыдущего цикла, но сделали это таким образом, чтобы не признаться в каких-либо нарушениях закона.
Во-вторых, сербские власти попытались определить самую близкую дату новых выборов –– 28 апреля. Это было выгодно режиму, потому что в такой короткий срок избирательные условия уже было бы не изменить. Выборы прошли бы фактически с тем же избирательным списком, в котором присутствовало большое количество людей, в действительности не проживавших в Белграде, но которых режим там прописал, чтобы они могли голосовать на местных выборах не по своему месту жительства. Речь идет о десятках тысяч людей, что представляет значительное число в условиях малого отрыва оппозиции от власти, судя по партийному рейтингу.
Помимо этого потенциальная дата выборов находилась слишком близко к майским и пасхальным праздникам. Это бы в значительной степени снизило явку на выборах, что пошло бы на пользу власти, которая располагает дисциплинированным избирательным ядром вкупе с административным ресурсом. Представители либеральной оппозиции официально выступили с заявлением, что выборы в такую раннюю и неподходящую дату они будут бойкотировать.
На первый взгляд, тот факт, что Вучич был вынужден согласиться не только на новые выборы, но и перенести дату выборов на 2 июня с 28 апреля, должен выглядеть как большая победа оппозиции. Казалось бы, и новые выборы, и подходящая дата. Тем не менее Вучич может использовать эту ситуацию, чтобы продемонстрировать Брюсселю, что он максимально кооперативен и демократичен. Но на самом деле власти попытаются повторить те же самые нарушения и на новых выборах, никак не поменяв саму систему.
Об этом свидетельствует инцидент в деревне Малая Крсна, входящей в состав города Смедерево, который, в свою очередь, имеет административную границу с Белградом. В этом маленьком населенном пункте проживает примерно полторы тысячи жителей. 7 марта независимые СМИ сняли видеозапись организованного прибытия сельчан в один из белградских полицейских участков, где, предположительно, их зарегистрируют по белградским адресам, что обеспечит им право голоса на столичных местных выборах. Этим же методом режим Вучича пытался улучшить свой результат на декабрьских выборах.
Вучич сделал два шага навстречу оппозиции и Брюсселю — новые выборы с подходящей датой, но одновременно надеется провести новые выборы с теми же нарушениями, как прошлые и позапрошлые.
Большую помощь в битве за свободные выборы либеральная оппозиция в Сербии получила от Евросоюза, в то время как представители Вашингтона не очень активничали. И это происходит не только из-за того, что в самих США предвыборный год и полно своих электоральных проблем, но и потому, что для Вашингтона важнее процесс постепенного закрытия косовской проблемы, чем усиливающийся авторитаризм в Белграде.
Так что слишком рано провозглашать победу оппозиции и радоваться.
Главная битва предстоит до наступления самого дня выборов, и это — борьба за справедливые избирательные условия.
Сербская либеральная оппозиция еще далека от победы на этом важном фронте. Победить на выборах без изменения условий возможно, но достаточно трудно. По этой причине самый важный результат будет виден уже до выборов. До сих пор режим в Белграде не сдал все свои позиции и остается в игре.