Сюжеты · Общество

Возлюби ближнего, а особенно — его приходы

Как РПЦ поддержала украинцев в конфликте с Румынией, ссылка для «голубого лобби» и гендерно-нейтральный ответ Ватикану. Итоги Священного синода

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: Игорь Казац / Коммерсантъ

Украинская проблематика с февраля 2022-го остается в центре внимания Священного синода РПЦ — фактически высшего органа управления этой церковью, который собирается на свои заседания под председательством патриарха несколько раз в год. Первое в 2024 г. заседание синода прошло 12 марта в московском Даниловом монастыре. Его основные решения касаются украинских приходов, наказаний оскандалившихся епископов и конфликта с Румынской церковью. Но, пожалуй, не менее важным стало одно ожидаемое, но так и не принятое решение…

…стало наше

В условиях, когда РПЦ не может созвать свой по-настоящему высший орган управления — Архиерейский собор, его функции более-менее узурпировали патриарх и синод. Создавшееся положение противоречит нормативным актам Московского патриархата, в которых прописано, что Архиерейский собор формирует большинство его органов со сроком полномочий четыре года (такова периодичность созыва соборов). Последний Архиерейский собор РПЦ завершился в декабре 2017-го…

«Новая» писала, к каким практическим сложностям это приводит, на примере Высшего церковного суда. Но РФ управляется правом неписаным (если вообще тут уместно говорить о праве) — поэтому нарушения, за которые Минюст спокойно мог бы лишить регистрации любую религиозную организацию, в случае с РПЦ в упор не замечаются. Тем более единственная причина нынешнего паралича соборных институтов Московского патриархата — военные действия в Украине, из-за которых епископы из этой и некоторых других стран не могут приехать на собор в Москву.

Автономная Украинская православная церковь (УПЦ), которая до начала СВО являлась частью РПЦ, теперь находится в сложном каноническом положении. На своем соборе в Киеве в конце мая 2022 г. она провозгласила независимость от РПЦ, резко осудив позицию Московского патриархата по поддержке СВО. Но при этом УПЦ не стала автокефальной, поскольку в этом случае ей пришлось бы объединиться (то есть подчиниться) со своим главным конкурентом — Православной церковью Украины, получившей автокефалию в 2019 г. от враждебного Москве Константинопольского патриархата. Этим запутанным положением пользуется синод РПЦ, уже пять заседаний подряд осуществляющий прикарманивание епархий УПЦ, оказавшихся на территориях Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областей и Крыма.

Статусу УПЦ посвящена Х глава устава РПЦ. Она, в частности, гласит:

«Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии… Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором».

В прямом противоречии с этими положениями синод РПЦ отторг от УПЦ сначала три крымских епархии (Симферопольскую, Джанкойскую и Феодосийскую), а затем — Бердянскую, Ровеньковскую и Скадовскую епархии, назначив туда архиереев в обход синода УПЦ. При этом Донецкая, Северодонецкая, Луганская, Новокаховская и Горловская епархии, также находящиеся на подконтрольных РФ территориях, при всей своей лояльности новым властям формально с УПЦ не порывают и в прямое подчинение РПЦ не переходят.

Штаб помощи беженцам из Украины при синодальном отделе московской патриархии. Фото: Мария Потокина / Коммерсантъ

Продолжая начатое, синод 12 марта проявил «креатив», отторгнув от Украинской церкви часть Запорожской епархии, возглавляемой одним из самых лояльных Москве (в прошлом) украинских архиереев — митрополитом Лукой (Коваленко). Синод фактически присоединил приходы на территории четырех районов области и городов Мелитополя и Энергодара к ранее ушедшей под контроль РПЦ Бердянской епархии. При этом была использована аргументация, которая раньше считалась «раскольнической»!

Синод сослался на указ патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г. (№ 362), принятый в условиях Гражданской войны. Он позволял епархиям, лишившимся архиерея вследствие изменения линии фронта, обращаться за временным духовным руководством «к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею». Формально этот указ применим только к целой епархии, а не к ее части. Интересно, что на другом пункте этого документа обосновывала свою независимость от Москвы Русская зарубежная церковь — в те годы (1920–2000), когда РПЦ считала ее «расколом».

Указ № 362 разрешал группам епархий, оказавшимся в одинаковых военно-политических условиях, создавать временные органы высшего церковного управления — взамен патриарха и синода, если связь с ними невозможна, либо они вообще прекратили свое существование. Именно такая ситуация возникла в гонимой Российской церкви после смерти патриарха Тихона в апреле 1925 г. (напомним, что первый «сталинский» патриарх в переучрежденной Московской патриархии был избран лишь в сентябре 1943-го).

С точки зрения УПЦ, синод которой протестовал против «захватнических действий» своей бывшей материнской церкви, Московский патриархат нарушает 17-е правило VI Вселенского собора (680–681), которое извергает из сана клириков, переходящих от одного епископа к другому без разрешения первого, и самих епископов, которые таких клириков принимают.

Военные конфликты — как межгосударственные, так и гражданские — сопровождают всю историю церкви, но еще никогда они не считались оправданием для разрушения канонического строя и присвоения себе чужих епархий.

До 2022 г. такого подхода придерживалась и сама РПЦ, когда, отказывалась от приема в свой состав крымских епархий или приходов Абхазии и Южной Осетии, которые она считала неотъемлемой частью Грузинской церкви. СВО настолько изменила «русский мир», в том числе церковный, что вековые каноны Вселенских соборов в нем перестали работать. Границы РПЦ теперь определяются не этими канонами, а политической целесообразностью. Довольно унизительно для организации, которая ссылается на свое небесное происхождение и тысячелетнюю традицию своего служения на Земле…

Геополитический трек

Продолжаем чтение журнала синодального заседания — и натыкаемся на латинскую пословицу: Quod licet Iovi, non licet bovi. Перед нами картина конфликта РПЦ с очередной поместной православной церковью — Румынской (напомним, что Московский патриархат уже разорвал — полностью или частично — общение с Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской (Греческой) церквами). Суть в том, что Румынская церковь приняла группу священников в Молдове, ушедших из Московского патриархата и за это «лишенных сана» в РПЦ, а также объявила о создании автономной Румынской православной церкви Украины.

И вот тот же самый синод, который только что отторгал куски канонической территории УПЦ, вдруг постановляет: «Выразить поддержку Украинской Православной Церкви… в связи с неканоническими посягательствами со стороны Синода Румынского Патриархата».

Потрясающая морально-каноническая эквилибристика: никакой солидарности с УПЦ в ее антивоенной позиции, никакого сочувствия жертвам военного конфликта среди ее клириков и мирян — и в то же время поддержка в противостоянии с «внешней» Румынской церковью.

Синод анонсировал новый способ карьерного роста для епископов РПЦ — вполне в стиле психологии «осажденной крепости». И.о. экзарха Африки епископ Константин (Островский) был утвержден в должности патриаршего экзарха лишь после того, как в феврале его лишил сана Александрийский патриархат. Именно на территории этого патриархата в самом конце 2021 г. РПЦ развернула деятельность своего нового геополитического экзархата, и древняя Александрийская церковь справедливо сочла это вторжением на свою территорию и расколом.

Кадры, кары и проблема Баку

По традиции синод принял массу кадровых решений, но ожидавшихся сенсаций, типа возвращения в Москву из венгерской ссылки неформального лидера либерального крыла в епископате РПЦ митрополита Илариона (Алфеева), не произошло.

Архимандрит Алексий (Туриков). Фото: соцсети

Епископом Раменским, викарием патриарха, станет его личный келейник и секретарь 39-летний архимандрит Алексий (Туриков), что воспринимается в церкви как неприкрытая демонстрация патриаршего непотизма. Высшему церковному суду постепенно будет передано дело освобожденного синодом от управления Биробиджанской епархией архиепископа Ефрема (Просянюка) — одного из героев «голубого досье», составленного диаконом Андреем Кураевым (признан Минюстом РФ «иноагентом»). Еще в 2018 г. Кураев опубликовал интимную переписку, которую Ефрем, уже ставший архиепископом, якобы вел с неким юношей из Сергиева Посада. Позже именно в Биробиджанской епархии разразился скандал с осужденными за педофилию и изготовление детской порнографии клириками.

Епископ Игнатий (Пунин). Фото: соцсети

К проштрафившимся епископам патриарх все чаще стал применять такую архаичную форму наказания, как ссылку в монастырь под надзор: того же Ефрема определено держать в Иверском монастыре г. Ленинск-Кузнецка «под надзором преосвященного митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха», а ранее приближенного к патриарху, но чем-то сильно его обидевшего епископа Игнатия (Пунина) — «на территории Нижегородской епархии в месте по усмотрению преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором».

Неожиданно разрешилась интрига с назначением нового архиерея на Бакинскую кафедру взамен скончавшегося от ковида еще в 2021 г. архиепископа Александра (Ищеина). На прошлом заседании синода на эту кафедру избрали архимандрита Филарета (Тихонова), ранее никогда не бывавшего в Азербайджане. Однако власти республики имели своего кандидата — секретаря «вдовствующего» епархиального управления в Баку архимандрита Алексия (Никанорова), активно поддержавшего военные действия режима Алиева в Нагорном Карабахе.

Архимандрит Филарет (Тихонов). Фото: соцсети

Власти Азербайджана и архимандрит Алексий сумели найти такие аргументы, которые заставили синод отказаться от ранее принятого решения и отправить Филарета вместо Баку в райцентр Колпашево Томской области. Но и кандидатуру Алексия не утвердили (нельзя создавать прецедент такого манипулирования синодом!) — его решено отправить из Баку в Италию, где он когда-то учился богословию. А Бакинская епархия РПЦ так и останется вакантной — на фоне намеков азербайджанских властей о ее «возвращении» в Константинопольский патриархат, центр которого расположен в более чем дружественной Азербайджану Турции.

Католикам — можно!

И еще одна внешнеполитическая интрига — на сей раз связанная с католиками и папой римским лично. В преддверии заседания патриархийные СМИ широко рекламировали доклад Библейско-богословской комиссии РПЦ, возглавляемой митрополитом Иларионом (Алфеевым), с критикой ватиканского документа Fiducia Supplicans. Этот доклад — богословское обоснование новой госкампании по борьбе с ЛГБТ+ (объявлено судом экстремистским и запрещено в России) как основы грядущего торжества «традиционных ценностей». В свою очередь, 

ватиканский документ, подписанный Франциском 18 декабря прошлого года, значительно смягчает католический взгляд на однополые союзы, впервые в истории допуская «внелитургическое» благословение ЛГБТ-людей.

Представлять доклад Иларион лично приезжал в Москву к патриарху, и радикальная православная общественность, требующая запрета Католической церкви в РФ за «гей-пропаганду», естественно, ожидала от синода какого-то постановления, хотя бы простого одобрения позиции иларионовской комиссии. Но синод промолчал! И это — почти фронда в той атмосфере нетерпимости и морального тоталитаризма, которая сложилась в современной России.

Очевидно, для РПЦ принципиально важно сохранять остатки позитивных отношений с Католической церковью, которые десятилетиями созидались патриархом Кириллом и его учителем — митрополитом Никодимом (Ротовым) — и увенчались исторической встречей папы и патриарха в Гаване в 2016 г. Тем более папа Франциск не устает посылать в Москву сигналы о своих симпатиях к России, предлагая себя в качестве посредника на переговорах о прекращении российско-украинского конфликта. В сфере реальной политики, очевидно, это важнее, чем пропагандистская демагогия на гендерные темы.