Предисловие. Об общей судьбе
«Те люди, у которых есть дубины и оружие, диктуют волю всей Украине. А мы с вами кто, мы быдло? Или те, кто имеет право решать, как жить? Сегодня мы говорим: нам надо здесь же избрать городского голову — раз, пусть он формирует исполнительный комитет — два, милиция подчиняется городскому голове — три, создаются отряды охраны общественного правопорядка — четыре <…> И мы хотим сказать: «Мать Россия, смотри на своих детей», — 23 февраля 2014 года на площади Адмирала Нахимова в Севастополе состоялся митинг, собравший, по разным оценкам, от 10 до 30 тысяч человек. Он прошел под российскими флагами и стал ответом традиционно лояльного России Севастополя на события в Киеве, где накануне Евромайдан смел президента Януковича. Спустя 23 дня, 18 марта, в Георгиевском зале Кремля был подписан договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ.
А через восемь лет и восемь месяцев в том же Георгиевском зале был подписан другой договор — касающийся «ДНР», «ЛНР», Запорожской и Херсонской областей. И в это время люди в Крыму тоже массово собирались, но только не с флагами на городских площадях, а в очередях на выезд с полуострова. Они уезжали от частичной мобилизации. Автомобильные пробки у Крымского моста растягивались на пять километров.
Роман писателя-шестидесятника Василия Аксенова «Остров Крым» оказался пророческим. В нем полуостров в 1920 году фантастическим образом не вошел в состав СССР — благодаря случайному выстрелу из корабельного орудия, разрушившему лед Чонгарского пролива под наступающей Красной армией. Из-за этого Крым начал развиваться своим, вестернизированным путем, превратившись в процветающее демократическое государство.