Праздник 8 марта уже давно стал просто международным женским днем и ассоциируется, в основном, с приходом весны, с мимозой или тюльпанами и с лишними выходными. О его историческом контексте — о борьбе женщин за свои права — вспоминать, в общем, не принято. Точнее, об этом не вспоминали до последнего времени — но, как большинство, думаю, заметило, вчера многие телеграм-каналы заполнились поздравлениями именно в адрес феминисток, женщин-политзаключенных, правозащитниц — и пожеланиями им всевозможных успехов в борьбе за равноправие и свободу. Вероятнее всего, такое единодушное возвращение к истокам связано с тем, что патриархальность и «традиционные семейные ценности», границ которых никто не знает, возводятся в последнее время в ранг закона. И поэтому кажется логичным в эти дни перечитать те тексты, в центре внимания которых — женщина, упорно загоняемая в рамки этой самой патриархальной традиции.
Таких текстов немало, но выбор книги, которую мы сегодня снимем с полки, зависит не только от вчерашнего праздника, но и от 7 марта — дня, когда Жене Беркович и Светлане Петрийчук в очередной раз продлили арест. И творчество, и жизнь обеих посвящены ровно тому, чему посвящен теперь весенний праздник, — как модно говорить, женской субъектности: женщине как личности в предлагаемых патриархальных обстоятельствах. Поэтому считаю логичным перечитать сегодня пьесы Светланы Петрийчук — не только «Финиста Ясна Сокола», за которого обеих уже почти год держат за решеткой и с которым многие знакомы, но и другие тексты, собранные в сборник «Туареги» от издательства Freedom Letters, вышедшем в 2023 году.
Заглавная пьеса сборника — наглядная демонстрация того, что представляют из себя по-настоящему традиционные, а не отгламуренные, семейные ценности в российской провинции. В принципе, эти ценности описаны уже в перечне действующих лиц в начале текста: