Как сообщило в 13 часов 6 марта агентство ТАСС, чуть раньше в тот же день в Госдуму был внесен законопроект «направленный на закрепление в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ механизма освобождения от уголовной ответственности лиц, которые заключили контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ в период специальной военной операции».
Несколько упрощая, проект регламентирует порядок приостановки следствием и прекращения уголовных дел по большинству преступлений небольшой и средней тяжести (это где срок до пяти лет) для тех, кто выразил желание (по словам Пескова) «искупить вину» участием в СВО. Если такое желание появилось на стадии следствия или преступление совершено самим участником СВО, дело как бы замораживается, а у подследственного, если он сам не потребует в дальнейшем передачи дела в суд, есть шанс быть освобожденным от уголовной ответственности: в случае получения ранения или, наоборот, государственной награды, или в связи с окончанием боевых действий, если он от них никуда не сбежал.
Но разве уже не был принят такой закон? Летом мы его комментировали еще на стадии внесения в Думу, зачем же еще один?
Вот как это объяснил председатель Комитета по законодательству и доктор юридических наук Павел Крашенинников:
«Принятый в 2023 году закон предоставил возможность гражданам, совершившим преступление, заключить контракт для участия в СВО и дал им соответствующие гарантии…», однако «документ носит временный характер… Практика показала, что механизм рабочий, предложенные нормы могут быть систематизированы и вынесены в отдельные статьи УК и УПК».
За резвой Думой, да еще в неразберихе СВО, не всегда уследишь, во всяком случае, снаружи, а мы только журналисты, у нас нет специального аппарата консультантов, как у депутатов. Тем временем по закону «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ в зону СВО были отправлены, вероятно, уже сотни таких условно уголовников. Кто-то из них уже и прощен, если не…
Не хочется говорить о плохом, поговорим о законодательной технике, тем более что нынешний проект вместе с Крашенинниковым внес и его постоянный партнер Андрей Клишас — тоже доктор юридических наук. Неловко нам, дилетантам, учить таких зубров, но вообще-то соответствующие поправки в УК и УПК должны были быть внесены одновременно с ФЗ «Об особенностях…» одним пакетом еще восемь месяцев назад.
Протрем глаза, полистаем в официальных базах УК и УПК — этих поправок по сию пору там нет! Нам пришлось даже задержать этот комментарий, чтобы перепроверить: очень трудно было поверить в столь простое объяснение.
Но это «юридический факт». Им объясняется и известная путанность в интервью Крашенинникова ТАСС. Механизм был, вероятно, вполне «рабочий», но что по сию пору пишут, вероятно, в сотнях постановлений о приостановке следствия сотрудники МВД и СК? Это же не в Думе — в уголовном деле должны быть точные ссылки именно на УК и УПК, а не на ФЗ «Об особенностях…».
Закрутились, забыли…
Зато, как мы предсказывали еще в июне прошлого года, этот механизм, возможно, принес неплохой улов новобранцев-контрактников: в перечень статей УК, исключающих эту форму «амнистии под условием», прицельно не включена самая «ходовая» статья 228 УК, которая в части хранения и приобретения наркотиков без цели сбыта в «значительном», но не крупном размере наказуема сроком до трех лет. Это обвинение не препятствует заключению контракта: греби — не хочу.