18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ШЛОСБЕРГОМ ЛЬВОМ МАРКОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ШЛОСБЕРГА ЛЬВА МАРКОВИЧА.
14–25 февраля 1956 года в Москве прошел XX съезд КПСС. В самый последний день его работы, 25 февраля, на специальном закрытом утреннем заседании первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Выступление Н.С. Хрущева стало самым мощным по силе и политическим последствиям докладом руководителя КПСС за все время ее существования.
Уже тысячами шли процессы реабилитации жертв сталинских репрессий, но официального политического решения о разоблачении сталинизма не существовало. Общество могло только догадываться об изменении вектора внутренней политики.
До последнего дня в руководстве КПСС шла борьба вокруг решения о необходимости публичного описания и объяснения членам партии происходившего в стране до 1953 года (года кончины И.В. Сталина). Предложение о проведении закрытого заседания съезда и выступлении на нем Н.С. Хрущева с докладом «О культе личности и его последствиях» было формально выдвинуто президиумом ЦК КПСС 13 февраля 1956 г., в последний перед открытием съезда день. В тот же день состоялся пленум ЦК КПСС, который утвердил это предложение. Таким образом, высший коллегиальный орган КПСС был психологически и морально подготовлен к выступлению Н.С. Хрущева.
На момент зачтения текст имел гриф «Строго секретно». Доклад правился буквально до последнего дня, в основном — в сторону смягчения формулировок. Только за сутки до выступления было решено, что с докладом выступит лично Хрущев. Заседание 25 февраля было организовано не рабочим президиумом съезда, а президиумом ЦК КПСС.
Большинство делегатов съезда — члены КПСС, воспитанные и пропитанные сталинской пропагандой и агитацией, хорошо помнящие организованные митинги с лозунгами типа «Никакой пощады врагам народа!» и «Расстрелять, как бешеных псов!», проходившие в СССР повсеместно, — были глубоко шокированы тем, что услышали от первого лица партии. Реакция делегатов скрыта в стенограмме доклада за пометками: «Движение в зале», «Шум возмущения в зале».
Впервые в советский период истории в официальном документе была достаточно подробно описана кровавая система диктатуры как машины уничтожения народа и политической элиты.
В докладе Н.С. Хрущева, как бы ни были смягчены в нем политические обобщения, проступали подробные детали пыточной, в которую была превращена вся страна, были видны детали смертоносного молоха, который превращал палачей в вершителей судеб, а затем уничтожал их самих как лишних свидетелей, призывая на созданные Сталиным кровавые рабочие места новых патологических садистов.
Руководство КПСС не решилось на полноценную всенародную подачу доклада Н.С. Хрущева. Опасались массовых народных выступлений, непредсказуема была и ситуация в лагерях, где еще страдали десятки тысяч жертв репрессий.
Во избежание лишней огласки ход закрытого заседания съезда 25 февраля даже не стенографировался. После окончания доклада по предложению президиума было решено прений по нему не открывать: ход прений был для руководства КПСС непредсказуем, могли состояться многие незапланированные выступления, предотвратить или остановить которые не было возможности.
По предложению председательствовавшего на закрытом заседании председателя Совета министров СССР и члена президиума ЦК КПСС Н.А. Булганина съезд (единогласно, конечно) принял постановление «О культе личности и его последствиях», которое было опубликовано в открытой печати (это и был документ, прочитанный всей страной и ознаменовавший изменение хода истории), а также постановление о рассылке полного текста доклада партийным организациям — без опубликования его в открытой печати.
1 марта 1956 г. текст доклада, предназначенный для направления партийным организациям, был разослан с запиской Н.С. Хрущева членам и кандидатам в члены президиума, секретарям ЦК КПСС.
В этом тексте была сделана небольшая стилистическая и редакторская правка: были даны ссылки на произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и другие цитируемые источники, уточнены даты принятия упомянутых в речи документов, включены свойственные Н.С. Хрущеву отступления докладчика от заранее подготовленного текста доклада (своего рода импровизации), отмечена реакция делегатов на те или иные фрагменты доклада.
5 марта 1956 г. президиум ЦК КПСС принял специальное постановление «Об ознакомлении с докладом тов. Хрущева Н. С. «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС». В нем говорилось: «1. Предложить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик ознакомить с докладом тов. Хрущева Н. С. «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников. 2. Доклад тов. Хрущева разослать партийным организациям с грифом «не для печати», сняв с брошюры гриф «строго секретно».
«Смягченный» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий».
В соответствии с этим постановлением доклад зачитывался на собраниях партийных и комсомольских организаций в СССР, он был направлен также в коммунистические партии многих стран, откуда распространился по миру. По этим брошюрам доклад был перепечатан затем в советском самиздате, а также русскими эмигрантскими изданиями за рубежом.
Сталинисты во всем мире возненавидели Н.С. Хрущева за этот доклад.
Даже относительно свободное обсуждение доклада в СССР показало, что в некоторых случаях участники обсуждения быстро переходили к политическим выводам, на которые в ЦК КПСС не рассчитывали и которых опасались, потому что полная десталинизация страны естественным образом грозила разрушением устоев монопольной власти КПСС, ее политической диктатуры.
Как пишет исследователь истории ХХ съезда КПСС В.П. Наумов, через две недели после XX съезда главный редактор «Правды» и один из авторов доклада Д.Т. Шепилов выступал в Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН) по итогам ХХ съезда. В прениях выступили два ученых, коммуниста, которые вышли далеко за рамки критики культа личности Сталина. Шепилов направил докладную записку в президиум ЦК и секретариат ЦК. По этому сигналу немедленно были приняты меры: известного профессора Б.Н. Кедрова навсегда изгнали из АОН, а преподаватель кафедры философии И.С. Шариков — участник и инвалид войны, член партии с 1931 г. — был не только уволен из АОН, но и осужден. Несколько лет он находился в лагере для политических заключенных.
Докладная записка Д.Т. Шепилова имела масштабные последствия, она мгновенно распространилась по аппаратам партийных комитетов, служа руководством к действиям по обузданию «ослушников» и установила своего рода «пределы десталинизации».
Только в 1989 году, через 33 года после выступления Н.С. Хрущева и спустя 4 года после прихода к руководству в КПСС и СССР М.С. Горбачева, политбюро ЦК КПСС приняло решение (как было сказано, «сочло целесообразным») опубликовать в официальном журнале «Известия ЦК КПСС» полный текст доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда КПСС 25 февраля 1956 г. «О культе личности и его последствиях». Председателем редакционного совета «Известий ЦК КПСС» был М.С. Горбачев. Тираж выпуска журнала составлял 675 тысяч экз. Один экземпляр в мягкой обложке (в ней вышли 505 500 экз. из общего тиража) стоил 1 руб., в твердом переплете — 1 руб. 50 коп. Публикация доклада состоялась в третьем номере журнала за 1989 год и вызвала сильную общественную реакцию.
Очевидно, что генеральной мыслью доклада о культе личности И.В. Сталина был возврат к т.н. ленинским нормам партийной жизни, и сталинизм показан в нем как намеренное искажение ленинизма. Никакой другой позиции первый секретарь ЦК КПСС в 1956 году занимать не мог: ревизия ленинизма означала бы полный и немедленный политический крах КПСС, утрата идеологической основы партии. Антиленинцем Н.С. Хрущев, конечно же, не был.
Ясное понимание того, что Иосиф Сталин являлся на самом деле логичным и последовательным продолжателем «дела Ленина», было в те годы у чрезвычайно малого числа людей, а понимание этого в широком обществе стало распространяться в России только в конце ХХ века, перед крахом СССР.
Но все эти обстоятельства не могут принизить политическое значение доклада Н.С. Хрущева. Этот доклад открыл в СССР эпоху десталинизации, фактически — открыл ворота ГУЛАГа, позволил выйти на свободу тысячам и тысячам невинных людей, выживших в застенках НКВД–МГБ–КГБ. Этот доклад политически застопорил замерший со смертью И.В. Сталина и расстрелом Л.П. Берия маховик массовых репрессий, и к сталинским «оборотам» кровавый молох уже не вернулся.
Доклад «О культе личности и его последствиях» стал главной личной политической заслугой Н.С. Хрущева. Именно с ним он вошел в бессмертие как политик.
Но именно этот антисталинский доклад в значительной степени вызвал к жизни внутреннюю политическую оппозицию Н.С. Хрущеву, которая в 1956 году не имела никаких шансов на его отстранение от власти, но через восемь лет, используя неудачи Н.С. Хрущева в социально-экономической политике, организовала заговор (показательно, что его фактически организовал и реализовал ленинско-сталинский по духу КГБ) и добилась замены Н.С. Хрущева на всех высших государственных постах.
Пришедший к власти в результате советского дворцового переворота Л.И. Брежнев начал т.н. тихую ресталинизацию — публичная критика действий И.В. Сталина была прекращена, в ней видели опасность для коммунистического режима.
Сегодня доклад Н.С. Хрущева представляет не только сугубо исторический, но и прямой политический интерес. В значительной своей части он не утратил актуальности. В этом докладе отражена кровавая драма жившего при диктатуре народа, в том числе драма политической элиты, также ставшей жертвой системы, созданной вышедшим на «оперативный простор» параноиком и людоедом. Но именно большевистская элита (больше, чем кто бы то ни было) несет ответственность за формирование самого кровавого по последствиям своей деятельности за всю истории СССР режима.
Собственно говоря, именно сталинизм подкосил главный ресурс страны — народ. Он (сталинизм) принес маниакальным видениям «вождя всех народов» такие колоссальные жертвы (как в «мирное», так и в военное время), что компенсировать их в достаточной степени оказалось физически невозможным за десятилетия. Сталинизм перебил хребет народа, и все годы после Сталина происходила агония сталинской системы власти, модернизировать и очеловечить которую было невозможно.
Спасение народа было возможно только при полном отказе от сталинизма. Этот отказ не состоялся ни во времена СССР, ни в политически наследовавшей ему Российской Федерации. Поэтому Сталин политически жив.
В кабинетах действующих руководителей российских спецслужб вполне официально висят и сегодня портреты изувера Дзержинского и фотографии большого дома на Лубянке, во внутренней тюрьме которого годами пытали и убивали людей. Покаяния как не было, так и нет.
Любой стране, в перспективе которой маячит символический облик усатого палача — в каком бы обличье он ни представал сегодня или завтра — нужно пристально посмотреться в зеркало ХХ съезда КПСС.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}