Прямое действие
«Золотой медведь» «Дагомее» франко-сенегальской постановщицы Мати Диоп — свидетельство не столько кинематографических достижений, сколько высокой степени толерантности. По сути, это документальный диспут о постколониальных травмах — на фоне возвращения королевских сокровищ Бенина (в прошлые времена — королевство Дагомея), разграбленных и присвоенных Францией.
Эти сокровища взывают к европейскому зрителю вместе с бенинскими активистами, студентами университета. Зооморфная деревянная фигурка короля Дагомеи Гезо, небольшие скульптурные аллегорические портреты его наследников с горечью повествуют о «плене в пещерах цивилизованного мира». Их бережно заворачивают, упаковывают в ящики белые руки культурных колониалистов. Колониалисты никак не могут решить, можно ли деревянную скульптуру столь почтенного господина упаковать лицом вниз.
Из семи тысяч украденных предметов возвращено только 26. Цифра вопиющая. Оскорбительная, как говорят на диспуте. И как справедливо считает автор. Судя по всему, это только начало процесса Возвращения, и громкий успех фильма этот процесс может ускорить. Студенты заявляют, что не только культура, но и сами они — жертвы колониализма, ведь говорят они по-французски. И даже о возвращении культурных артефактов мечтают по-французски. Тем не менее они полны оптимизма, культура Бенина создается сегодня. И у нее большое будущее.