На Берлинале в Основном конкурсе состоялась мировая премьера «Архитектона», фильм режиссера-документалиста Виктора Косаковского. Совместное немецко-французское производство — третья часть режиссерской трилогии «Эмпатия» о нарушенных границах между человечеством и природой. А если точней: о необратимо изменяющейся на наших глазах природе цивилизации.
Первые два фильма — «Да здравствуют антиподы!» и «Акварель».
«Архитектон» даже не совсем фильм и не документальное расследование, скорее — редкого эмоционального воздействия произведение аудиовизуального искусства. Неистового драматизма мультисенсорный опыт, просмотр которого легко могу вообразить где-нибудь в MoMA. И музыка Евгения Гальперина с симфоническим развитием, системой лейтмотивов, увертюрой и кодой столь же важна, как и незабываемые кадры — с живой стихией камней. Живых и мертвых. Прогретых солнцем до прожилок. Величественных. Превращаемых в руины. В пыль. Или в страшные камнепады. В море камней с десятым валом волн.
- Кино не про архитектуру — про способность цивилизации сберечь себя.
- Не про проблемы урбанизма.
- Про человечность.
- В нем бьется беспокойство о сохранении рода человеческого.
Практически без объяснений и комментариев картина создает образ современного мира, плененного и уничтожаемого. Среди подсказок цитата на камне прекрасного поэта рубежа XIX и XX веков Джованни Пасколи «Что случилось с солнцем, почему в этот день оно погасло?».