И начну я, не удивляйтесь, с рок-оперы Jesus Christ Superstar. Дело в том, что в одном из ранних интервью создатели мюзикла Эндрю Ллойд Веббер и Тим Райс заявили, что вдохновлялись не столько Евангелием от Иоанна, сколько библейской частью «Мастера и Маргариты».
В чем это выразилось? Да очень просто: Джизус и Иешуа в обоих произведениях не икона, не Сын Божий, а человек, попавший в беду вследствие излишнего к себе внимания, предательства друга и вставший перед сложнейшим выбором. (Здесь будет уместно вспомнить экранизацию рок-оперы, с тем же акцентом снятую Норманом Джуисоном, ушедшим в лучший мир буквально на днях.)
Практически одновременно с JCS на мировые экраны вышла первая экранизация непосредственно «Мастера и Маргариты», и был это фильм «Пилат и Другие», снятый великим поляком Анджеем Вайдой для немецкого телевидения.
Здесь, как и у Ллойда Веббера с Джуисоном, был вычленен лишь один слой романа, а именно — библейский, причем, как и было модно в то время, действие было резко осовременено, ибо распинали Иисуса на городской площади на потеху туристам.