СМОТРИ В ОБАКультура

Когда критики становятся палачами

Сюрпризы «Мастера и Маргариты»

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал — текст читает Ирина Петровская.

Кадр из сериала режиссера Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»

Кадр из сериала режиссера Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» 

Канал «Россия» на этой неделе повторяет в своем ночном эфире сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», снятый в 2005 году. Совпадение? Не думаю (как любит говорить ведущий пропагандист того же канала). Понятно, что программа передач версталась до выхода в прокат нового «Мастера» и поднявшегося сразу после премьеры воя на «патриотических болотах». Но привлечь зрителя к старой экранизации булгаковского романа на волне его интереса к новой — милое дело. А уж на волне скандала — тем более. Об этом можно только мечтать.

Сам Бортко, кстати, заявил в одном из недавних интервью, что смотреть новую версию не собирается.

«Как отношусь к новым переосмыслениям произведения? Ну а что, запретить, что ли? Люди хотят снимать и снимают. Наверное, кушать хотят».

Интересное толкование главной побудительной причины для творчества коллег по кинематографическому цеху. Исходя из него, предполагается, что сам-то мэтр работал исключительно за идею, хотя бюджет его сериала по меркам 2005 года тоже был не копеечным — более чем шесть миллионов долларов. Как тогда писали, режиссер подошел к экранизации романа «Мастер и Маргарита» со всей основательностью: к примеру, хоть сам и не особо верил в мистику, но на всякий случай, чтобы избавиться от проклятия, якобы нависшего над романом, пригласил на съемочную площадку священника, который освятил и команду, и оборудование.

И правильно сделал. Никакой особой мистики и тем более булгаковской магии в его произведении нет и в помине. Есть линейная, буквальная (то есть слово в слово, буква в букву) иллюстрация к тексту, написанному писателем, пусть и в исполнении превосходных артистов. Неплохое, кстати, подспорье школьникам, вынужденным изучать роман Булгакова в школьной программе по литературе.

И — что самое важное — никаких аллюзий и крамольных отсылов к современности. Это именно Москва 30-х и порой забавные, а порой отвратительные персонажи того времени. Все ушедшие в народ цитаты на месте. 

Иешуа Га-Ноцри в канонической интерпретации Сергея Безрукова словно сошел с сувенирных иконок Софринского завода по производству церковной утвари.

«Ваш роман еще принесет вам сюрпризы», — предупреждает Воланд Мастера. О, как он все угадал. Сюрпризы для авторов новой экранной версии романа начались практически сразу после ее выхода в прокат. «На критиков и палачей обижаться не надо, — говорится в одном из эпизодов фильма. — Они ведь не со зла, просто делают свою работу».

Кадр из фильма Михаила Локшина «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма Михаила Локшина «Мастер и Маргарита»

Беда, когда критики становятся палачами. Так происходит в страшной сцене из нового фильма Михаила Локшина, когда коллеги на специально устроенном заседании-судилище Союза писателей клеймят позором «реакционную пьесу» Мастера и его самого. «Как получилось, что реакционная пьеса «Пилат» добралась до публикации, а потом и до постановки?», — негодует-недоумевает барон Майгель.

Практически то же самое, но, не упоминая ни имени режиссера, ни названия фильма, произносит наследник по прямой этого барона и прочих хулителей Мастера Владимир Соловьев в своем «Воскресном вечере», демонстрируя презрение и ненависть к создателям фильма:

«Сейчас все обсуждают одного режиссеришку, который снял частично на американские, частично почему-то ему государственные деньги дали, снял великое произведение русского классика… При этом в такой остропамфлетной, антисоветской, в антироссийской теме. При этом он еще донатит ВСУ (потом выяснилось, что не донатил, но слово уже сказано. И. П.). И мы так к этому относимся: «ну, ладно». Серьезно?»

Рядом с Соловьевым восседала Маргарита. Но не Маргарита Николаевна, как у Булгакова, а Маргарита Симоновна Симоньян, любимая гостья, подруга и соратница Владимира Рудольфовича. Она по воскресеньям почти всегда у него в студии восседает и подолгу солирует — ей можно. И она, конечно, с готовностью и тем же праведным возмущением отозвалась: «Нет, вообще не ладно. Мы так к этому не относимся».

Кадр из шоу «Воскресный вечер»

Кадр из шоу «Воскресный вечер»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Муж ее (одна сатана) Тигран Кеосаян, кинематографист, между прочим, тоже не остался в стороне от коллективного поношения коллег, призвав «серьезно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией, начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами. Дело в какой-то мазохистской терпимости в нашей стране к откровенным врагам».

На ютуб-канале «Абзац» Михаил Шахназаров (не путать с Кареном, тоже патриотом) пошел еще дальше и призвал разобраться не только с режиссером нового «Мастера» (гражданином США), но и с сомнительными во всех отношениях артистами, снявшимися в фильме. Евгений Цыганов, по его авторитетному мнению, не только посредственный актер, но и не наш человек, то есть не патриот: «…давайте посмотрим его высказывания после начала СВО». А Полина Ауг, сыгравшая в фильме Геллу, дочь «отъявленной русофобки» Юлии Ауг! Яблоко от яблони. Караул! Впрочем, фильм, несмотря на все порочащие его обстоятельства, приносит деньги в государственную казну, поэтому, может, и не стоит удалять его из проката. Но разобраться, как он попал в прокат, необходимо.

И ударить, крепко ударить по «Пилатчине», то есть по всему тому, что протаскивает в нашу действительность «самопровозглашенная интеллигенция — «всякие там полозковы, рубинштейны и примкнувшая к ним Люся Улицкая*».

Фильм-то они — большинство критиков-палачей — не смотрели. Шахназаров признался, что глянул «в режиме перемотки», то есть скорее всего — чудовищного качества пиратскую копию-«экранку», появившуюся в интернете. Снова классика: «Я Пастернака не читал, но скажу».

А вот из кинозала после просмотра фильма выходишь с горестной мыслью: как жутко это хождение по замкнутому дьявольскому кругу и возвращение, пусть и на каком-то новом этапе, в одну и ту же точку,

где талант и сопутствующая ему творческая свобода вновь объявляются преступлением, а бал правят завистники, доносчики и клеветники, назначившие себя совестью нации.

Самая выпуклая совесть нации — Никита Михалков — в интервью агентству ТАСС в пылу борьбы с внутренним врагом даже приписал себе слова советского классика: «Я же говорил, что если враг не сдается, его уничтожают».

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Подписывайтесь на канал — текст читает Ирина Петровская.

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«НО.Медиа из России». «Новости из зомбоящика. Как понять, что вас обманывают?»

Ведущая ютуб-канала «НО.Медиа из России» Ирина Воробьева поговорила с исследователем российской пропаганды Машей Борзуновой* о том, как менялась пропаганда с 24 февраля 2022 года.

«НО.Медиа из России». Как Борис Надеждин подавал подписи в ЦИК

Репортаж журналиста канала «НО.Медиа из России» Василия Полонского о том, как Борис Надеждин подавал подписи в ЦИК. «Поражаюсь, но политик умудряется из всего сделать событие. Я бы назвал это мероприятие — «Борис несет коробку», — признался журналист, анонсируя материал в своем тг-канале.

«Осторожно: Собчак». Интервью с Борисом Надеждиным

Интервью Ксении Собчак с Борисом Надеждиным вышло в день, когда ее герой сдавал подписи в ЦИК (сдал). «Вы в тюрьме не боитесь оказаться?» — спрашивает его Собчак в конце разговора. «Считаю такого рода репрессии против меня крайне маловероятными», — отвечает он с улыбкой. От тюрьмы, по крайней мере, Надеждин зарекается вопреки народному предупреждению.

«Редакции/Контекст». «Конфискация»

Госдума приняла во втором и сразу третьем чтении закон о конфискации имущества и лишении званий. Голосование было единогласным. В выпуске «Редакции/Контекст» «Конфискация» журналист Илья Егоров разбирался, что это за мера наказания, которую активно применяли в античности, Средневековье и СССР, как теперь она будет работать и какие прецеденты создает.

«Скажи Гордеевой». Катя Лель

Ой! Что делается-то. Катя Лель — прямо скажем, не самая яркая звезда российской эстрады — стала недавно самой популярной россиянкой в мире, обогнав в рейтинге Тейлор Свифт. И теперь люди во всем мире распевают «Мой мармеладный, я неправа». Плюс к этому она еще и с инопланетянами контактирует. Обо всем этом — в ее интервью Катерине Гордеевой*. Неожиданный для Гордеевой выбор героини. Просто-таки диво дивное.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Смотри в оба

Ирина Петровская рецензирует ТВ и Youtube

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow