Комментарий · Культура

Он, она и потофе

С 14 февраля на экранах «Рецепт любви» — одна из лучших картин Каннского кинофестиваля. Почему ее надо непременно смотреть

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из фильма «Рецепт любви»

Завораживающее кино с ароматом и отменным вкусом на Каннском кинофестивале отмечено призом за режиссуру. Чан Ань Хунг — французский режиссер вьетнамского происхождения — уже снимал фильм о восприятия мира через запахи и вкусы («Аромат зеленой папайи»).

В основе — книга Марселя Руффа 1924 года «Страсть Додена Буффана».

Впрочем, тут все примечательно. Руфф — автор едва ли первого многотомного путеводителя «по кулинарным чудесам и хорошим гостиницам Франции». А посвящен его роман великому французскому гастроному Жану-Антельму Брилья-Саварену. Человеку выдающемуся. Не просто кулинару, но философу, музыканту, автору трактата «Физиология вкуса», известного огромным числом афоризмов («Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе — что ты», «Десерт без сыра, что красавица с одним глазом»). Он первым исследовал причины ожирения, связав их с отдельными (прежде всего мучными) продуктами, вызвав негодование любителей булочек.

Чан Ань Хунг. Фото: википедия

Теперь про режиссера. Чан Ань Хунг в детстве вывезен родителями из Сайгона, который захватили коммунисты в 1975-м. При всей любви к Франции способен рассмотреть культуру второй родины с некоторой дистанции. Понять и почувствовать особое отношение к трапезе: не только как источнику радости и наслаждения, но и философии жизни, и способу коммуникации.

Надо сказать, что фильмы про еду и поваров в последнее время чрезвычайно популярны. От мультфильма «Рататуй» — до «Джули и Джулии» с Мерил Стрип, истории, возникшей на основе кулинарного блога. Мрачный сатирический гротеск «Меню» про ресторан высокой кухни, из которого не выбраться, вдохновенный «Шеф Адам Джонс» с Бредли Купером — про повара, заново начинающего карьеру с чистого листа, отличный сериал «Медведь» (шеф-повар спасает небольшой ресторанчик), живописный, психологически выписанный «Пир Бабетты» или «Пряности и страсти» Халльстрёма о диалоге культур и поединке любителей индийской кухни с Мишленом (Халльстрём, кстати, автор и уже легендарного, хотя и немного приторного «Шоколада» с Жюльет Бинош). Бинош — в главной роли и новой картины. Ее партнер Бенуа Мажимель.

Конец XIX века. Деревенская кухня в замке. История повествует о талантливом поваре Эжени (Бинош), два десятилетия проработавшей бок о бок со знаменитым кулинаром Доденом (Мажимель). Их хронический роман предрешен и непредсказуем, и их любовь неразрывно связана с любовью к гастрономии. Собственно, в этом треугольнике нет проигравших.

Сам сюжет и главный вопрос: что ответит Эжени на предложение руки и сердца эпикурейца Додена, — играет второстепенную роль. Да и текста, диалогов здесь немного. Первую скрипку здесь играет сама еда: классические и уникальные блюда, которые рождаются на наших глазах из соцветий и запахов овощей, специй, фруктов, рыбы и мяса, напоминающих насыщенные натюрморты малых голландцев или фламандцев. Виртуозная операторская работа Джонатана Рикбура.

Кадр из фильма «Рецепт любви»

Каждый кадр — картина. Причем наполненная своим настроением: от меланхолии до страсти. Традиционное потофе, груша в вине, устрицы со взбитым маслом с лимоном, консоме из петуха, раков и кнели из палтуса.

Волован из слоенного теста с лангустом. Как на классических полотнах дух материализуется в шедеврах высокой кухни XIX века. Не пиршество — поэма. Праздник гомеровской щедрости.

У фильма множество названий. «Рагу Додена Буффаана, «Страсть господина Буффаана», «Пот-о-Фе» (The Pot-au-Feu — жаркое в горшочке пара должна приготовить для наследного принца), а в российском прокате — незамысловатое «Рецепт любви».

Впрочем, герои — повара экстра-класса, которых играют Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош, действительно признаются друг другу в вечной любви, готовя сложнейшие яства. Перефразируя Чехова: люди обедают, пьют чай, а в это время соединяются их судьбы.

Во Франции застолье — возможность поговорить не только о еде, но и о политике, культуре. И о любви. «Брак — это ужин, начинающийся с десерта, — горько шутит Доден. Он знает, о чем говорит.

Кадр из фильма «Рецепт любви»

И все же главное притяжение фильма не еда — а актеры и их герои. Когда-то Жульет и Бенуа были пара. У них общая дочь Ханна. Потом они расстались. И вот спустя 20 лет они снова пара. Только на экране. Получив предложение сниматься, Жюльет Бинош была удивлена, что Мажимель согласился с ней играть. Долго думала. Потом попросила дописать ей роль, которая в первом варианте была более служебной. Чан Ань Хунг оказался прав. В этом дуэте — электричество, сложность, невероятный взаимный интерес. И потрясающая способность трансформировать чувства и чувственность в процесс приготовления яств.

«Я хотел снять фильм об искусстве и выбрал еду, потому что это искусство очень конкретное. Для меня кино — это нечто очень чувственное, очень физическое», — говорит режиссер.

Над стилизацией блюд для съемок работали не только кинематографисты, но и известные трехзвездочные шеф-повара Мишлен: «гастрономический менеджер фильма» Пьер Ганьер и «кулинарный консультант» Мишель Наве. Когда они приходили на съемочную площадку, группа встречала их аплодисментами.

P.S.

9 февраля на премьере фильма в «Октябре», устроенной «Каро Арт», обсуждать картину будут профессиональный кинокритик (обозреватель «Новой») и шеф-повар необистро «Жеральдин» Роман Палкин. Целый месяц после премьеры в этом ресторане будет специальное меню «по мотивам» фильма «Рецепт любви», придуманное и приготовленное его шефом.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.