«Русский мир»: рождение
Выражение «русский мир» (далее — РМ) впервые появляется в «Cлове на обновление Десятинной церкви» — литературном памятнике XI века, где оно используется в значении «Русь» или «Русская земля». В следующий раз мы встречаем его спустя 800 лет в статье историка Николая Костомарова «Две русские народности» в том же значении. Глядя в прошлое (или прозревая будущее), он пишет, что условия формирования РМ — «стремление к присоединению других земель, предпринятое под знаменем религии, успех, освящаемый идеею Божьего соизволения, опора на массу, покорную силе, когда последняя протягивает к ней руку, чтобы ее охранять, пока нуждается в ней, а впоследствии отдача народного права в руки своих избранников».
Современная доктрина РМ родилась в 1990-е годы в ответ на коллективный кризис идентичности после распада CCCР и краха коммунистической идеологии. Родителями РМ следует считать, прежде всего, Г. Павловского и П. Щедровицкого.
РМ был задуман как ответ на русское рассеяние после революции и распада СССР. Его создатели считали, что эпоха наций-государств подходит к концу, и РМ был задуман как Россия безотносительно ее политических границ, как альтернатива изоляции и противопоставлению себя остальному миру.
Несмотря на интеллектуальную свободу этого времени, РМ был политическим заказом «одного из ответственных работников правительства», имя которого создателями доктрины не называется.
«Русский Мир» и Кремль: мутация
РМ не сразу стал частью официального дискурса Кремля.
На заре «русской весны» в 2014 году было опубликовано интервью с А. Чеснаковым, директором Центра политической конъюнктуры, в прошлом заместителем начальника Управления внутренней политики президента РФ.