Комментарий · Общество

Конец русского мира

Как и кем было задумано то, что сейчас пытаются выдать за идеологию. И почему ничего не получилось

Петр Саруханов / «Новая газета»

«Русский мир»: рождение

Выражение «русский мир» (далее — РМ) впервые появляется в «Cлове на обновление Десятинной церкви» — литературном памятнике XI века, где оно используется в значении «Русь» или «Русская земля». В следующий раз мы встречаем его спустя 800 лет в статье историка Николая Костомарова «Две русские народности» в том же значении. Глядя в прошлое (или прозревая будущее), он пишет, что условия формирования РМ — «стремление к присоединению других земель, предпринятое под знаменем религии, успех, освящаемый идеею Божьего соизволения, опора на массу, покорную силе, когда последняя протягивает к ней руку, чтобы ее охранять, пока нуждается в ней, а впоследствии отдача народного права в руки своих избранников».

Современная доктрина РМ родилась в 1990-е годы в ответ на коллективный кризис идентичности после распада CCCР и краха коммунистической идеологии. Родителями РМ следует считать, прежде всего, Г. Павловского и П. Щедровицкого.

РМ был задуман как ответ на русское рассеяние после революции и распада СССР. Его создатели считали, что эпоха наций-государств подходит к концу, и РМ был задуман как Россия безотносительно ее политических границ, как альтернатива изоляции и противопоставлению себя остальному миру.

Несмотря на интеллектуальную свободу этого времени, РМ был политическим заказом «одного из ответственных работников правительства», имя которого создателями доктрины не называется.

«Русский Мир» и Кремль: мутация

РМ не сразу стал частью официального дискурса Кремля.

На заре «русской весны» в 2014 году было опубликовано интервью с А. Чеснаковым, директором Центра политической конъюнктуры, в прошлом заместителем начальника Управления внутренней политики президента РФ.

Чеснаков рассказывает, что РМ принес в Кремль в 2004 г. Г. Павловский, а взял концепцию в работу В. Сурков, а потом и В. Путин. «К середине нулевых административных мер, которые поддерживали бы систему власти в стабильном состоянии, было уже недостаточно», — говорит Чеснаков. Это важная фраза, которая фактически означает следующее: 

при отсутствии реальной политической конкуренции власть объявила о своей легитимности и несменяемости, провозгласив себя хранителем РМ, ею же придуманного.

Чтобы понять то, что происходило дальше, нужно вспомнить эпизод, казалось бы, никак не связанный с РМ.

На одном публичном мероприятии В. Сурков рассказал о своем первом школьном «стартапе» по продаже порнографических фотографий, а затем в шутку заметил: «С тех пор я торгую волнующими образами». Итак, РМ — это волнующий образ. Это политический бренд, который апеллирует, главным образом, к эмоциям, а не к разуму. Что делает его привлекательным? Величие и принадлежность. Это — мобилизующий бренд.

Владислав Сурков. Фото: muzhyazheny.ru

Начался процесс мутации РМ. С одной стороны, он обретал новые смыслы, с другой — терял конкретные очертания. В интервью, записанном в 2021 году, В. Сурков говорит, что ввел РМ в структуру государственной политики около 2004 г. Это был способ заявить «о нашем желании расширяться». 15 февраля 2022 года он публикует материал, где снова говорит о том, что России «тесно и скучно» в ее нынешних политических границах.

Среди определений политических ценностей РМ директор Института Европы РАН А. Громыко выделяет сакральность власти и патернализм, а среди духовных — духовность (в смысле доминирования духовного над материальным), мессианство (Москва — Третий Рим), идеализм, смиренность (или страстотерпие). Эти «духовные ценности» можно интерпретировать как безразличие государства к материальному благополучию граждан, коллективный нарциссизм, утопизм и готовность народа молча претерпевать страдания от властей предержащих. 

Нищенская пенсия или туалет с выгребной ямой — это всего лишь доминирование духовного над материальным.

Важно, что от лица власти товарищ Громыко заявляет о ее сакральности. Советский Союз, будучи атеистическим государством, провозглашал себя верховным авторитетом и не нуждался во внешнем религиозном источнике сакрализации. После коллапса коммунистической идеологии государство снова полагается на церковь для признания своей власти священной. Таким образом, РМ вводится из Кремля в РПЦ и становится основополагающим в церковном дискурсе.

«Русский мир» и РПЦ: сакрализация

РМ, придуманный на московских кухнях, наполняется в церкви божественными смыслами. Патриарх Кирилл говорит об РМ так часто, что официальный церковный спикер заявляет, что именно он ввел это понятие. Выходит в свет книга патриарха «Семь слов о русском мире».

Сакрализация РМ происходит не в последнюю очередь через его отождествление со «Святой Русью». «Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь», — говорит патриарх Кирилл. Дальше — больше. «Россия, Украина и Белоруссия — как Святая Троица, и никто этого не сможет изменить», — говорит Н. Поклонская. Когда объединятся три славянских народа, взирая на образ Святой Троицы, тогда мы, объединенные, будем бороться с объединенными сатанинским силами, пророчествует епископ Питирим (Творогов).

Миф о «триедином народе» отрицает Украину как таковую. Знаменитая статья Тимофея Сергейцева «Что Россия должна сделать с Украиной», где он говорит о том, что государства с таким именем быть не должно, является закономерным развитием доктрины РМ.

Патриарх Кирилл во время пленарного заседания XXV Всемирного Русского народного собора. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Для патриарха Кирилла РМ является оплотом «традиционных ценностей», а следовательно, представляет угрозу для его врагов, которые, впрочем, никогда не называются ни политически, ни географически, ни по именам. Это намеренно: РМ становится частью оккультной дуалистической космологии. В ней противоборствуют зло и добро, тьма и свет, в которой РМ от начала стоит на стороне света и добра. России как хранителю и видимому образу РМ приписываются Божественные атрибуты — «всеблагость» («Россия никогда ни на кого не нападала»), всемогущество («Россия никогда не проигрывала войн»). 

Все негативное в ее истории связано с происками внешних или внутренних врагов. Нынешнее противостояние — очередная глава в этом эпосе, где РМ выступает жертвой неких таинственных сил, которые желают его уничтожить.

Апогеем сакрализации РМ можно считать XXV Всемирный Русский народный собор в 2023 г., который так и назывался: «Настоящее и будущее Русского мира». Сакрализация СВО Русской православной церковью в симфонии с государством была его основной задачей.

Критика «Русского мира»

Большая часть исследователей считают, что никакой последовательной доктрины РМ не существует. Так, М. Ларюэль определяет его как «плавающее означающее» (floating signifier), бесформенность которого является его неотъемлемым свойством и смысл которого зависит от аудитории и контекста. По мнению Н. Василевич, «единой идеологии «русского мира» нет и никогда не было, это целый ряд мифов, метафор и идей, в том числе в их православной обертке, но не исключительно в ней», а потому «нынешняя поддержка *** со стороны руководства РПЦ, на мой взгляд, это не столько поддержка идеологии «русского мира», сколько авторитарного режима Владимира Путина».

Это мнение не только ученых. Так, А. Лукашенко заявил: «Я спрашивал у посла (российского. А. К.), что значит собирание русских земель и что такое русский мир? Никто мне так и не объяснил. Глупость кто-то после выборов идеологам российским государственным подбросил, и они начали распевать эту песню. Это надуманная, глупая подстава».

Даже у одного и того же проповедника РМ может не быть ясной картины того, чем РМ является. Так, С. Алейникова обращает внимание на то, что патриарх Кирилл определяет РМ в крайне расплывчатых категориях, таких как «русский способ жительства», не раскрывая его содержания, особенностей и отличия от иных способов жительства. 

Кроме того, отмечает она, «в трех абзацах одного выступления на тему «русского мира» 6 сентября 2014 г. патриархом четырнадцать раз употребляется обезличенное местоимение «это», а терминологический разброс в контексте рассматриваемой темы насчитывает около полутора десятков вариантов, каждый из которых несет самостоятельную смысловую нагрузку».

Епископ Евфимий (Моисеев) говорит, что «РМ, его бытие и его границы напрямую зависят от того, как их понимают и определяют для себя сами носители идеи РМ». Другими словами, что адепт РМ под ним понимает — то он и есть.

13 марта 2022 года была опубликована декларация, обличающая РМ как ересь. Так же определяет РМ один из его главных критиков о. Кирилл (Говорун). По его мнению, РМ «использует силу классических модернистских идеологий, таких как коммунизм <…>, для консолидации народных масс людей, направляя их через пропаганду и принуждение. Он импортировал тоталитаризм и цивилизационный национализм из двадцатого в двадцать первый век». Таким образом, РМ — «воображаемое сообщество, сформированное идеологией, которая разделяет людей и вдохновляет их убивать друг друга».

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Конец «русского мира»

Вопреки утверждению В. Путина, что понятие РМ использовалось в нынешнем значении «испокон века», вопреки утверждению патриарха Кирилла, что РМ придуман не в Москве или в Петербурге, РМ — это искусственный концепт, и его генезис несложно проследить. Итак, не российская политика основана на доктрине РМ, а напротив, 

РМ был искусственно зачат Кремлем, для того чтобы оправдать несменяемость власти и оправдать территориальные амбиции.

С момента создания понятие РМ полностью изменило смысл. По выражению М. Немцева, «созданное как альтернатива национализму и любой форме империализма, теперь оно отождествляется именно с ними». В 2015 году М. Ларуэль предсказывала, что РМ как мягкая сила России в ближнем зарубежье может стать твердой.

В 2024 году РМ уже не ассоциируется с «мягкой силой» и стал неотъемлемой частью воинственного словаря. В 2014 году патриарх Кирилл сказал, что «чужда нашему мировосприятию всякая война с людьми иных взглядов и иных убеждений», ибо «религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей». Сейчас он видит вопрос по-другому. Речь идет именно о войне цивилизации «традиционных ценностей» против «либеральной цивилизации». Перестав быть выражением «мягкой силы» для государства, РМ перестал быть для церкви тем же, чем был раньше.

В 2010 г. патриарх Кирилл сказал, что «принадлежность к Русскому миру определяется не принудительным путем, а на основе свободного выбора людей и народов. Поэтому не может быть никакого навязывания идеи Русского мира». Это высказывание уже не имеет ценности. В 2023-м, на заседании ВРНС, А. Дугин заявил, что выбор Украины — «не быть частью того, кем она является», — и есть причина нынешнего конфликта. 

Принадлежность к РМ — уже не вопрос добровольного выбора, а привилегия тех, кто выступает от его имени. Они сами решают, кто к нему принадлежит, а кто — нет, и готовы использовать оружие, чтобы утвердить обозначенную ими принадлежность.

В то время как в основе РМ — утверждение о том, что Украина является его полноценной частью, практическое применение доктрины привело к обратному результату: невиданной ранее консолидации Украины в противостоянии, в котором рождается новая, яркая украинская идентичность. Героиня книги К. Гордеевой* «Унеси ты мое горе» говорит: «В Украине всегда говорили: «Моя хата с краю». Мы как-то каждый сам по себе жили. А теперь все не так. Мы другие. Вы верите, что общее горе может так сплотить и объединить людей?» РМ стал синонимом горя.

РМ также привел к видимому разделению Русской православной церкви после отделения УПЦ 27 мая 2022 года. Как было справедливо замечено, за пару недель «было уничтожено все, что Московский патриархат пытался сохранить в постсоветской Украине на протяжении более чем трех десятилетий».

Если мы обратимся к самой России, то мы снова увидим провал доктрины РМ. Она была задумана как платформа для примирения. Так, в декларации на сайте фонда «Русский мир» говорится: «Русский мир — это еще и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодоленные расколы ХХ века. Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого народа, живущего в мире с собой и остальным миром». РМ привел не к примирению, а к невиданному со времен Гражданской войны расколу в обществе, который показан, в частности, в фильме «Разрыв связи» А. Лошака*.

Фото: Евгений Зайцев / Коммерсантъ

П. Щедровицкий говорил, что РМ обязан своим появлением не только миграции вследствие распада Российской империи и СССР, а сформировался во многом за счет действий государства по вытеснению людей со своей территории. РМ должен был примирить тех, кто не по своей воле уехал, с теми, кто остался. Получилось наоборот. РМ привел к отъезду из страны до миллиона человек. Как и в послереволюционной России, они снова не «соотечественники» для властей, которая не спешит им протягивать руку. Патриарх Кирилл сравнивает их с блудным сыном и призывает к покаянию. Д. Медведев называет их «трусливыми предателями» и «алчными перебежчиками» и желает их костям «сгнить на чужбине».


Итак, будучи созданным как программа примирения, РМ стал причиной колоссального разрыва и отчуждения. Это касается не только русскоязычного сообщества, но и отношения России с миром. 

В 2000 г. П. Щедровицкий рассуждал о «комплементарности культур» и «мультикультурном диалоге». В 2014 году патриарх Кирилл говорил, что «строительство РМ не есть создание некоей изоляционной системы». В том же году А. Чеснаков говорил, что «РМ никогда не был антизападническим. Не является им и сейчас». Сейчас все это забавно даже вспоминать.

На заседании ВРНС протоиерей Сергий Звонарев предлагает затянуть сеткой окно в Европу, прорубленное Петром I. А. Дугину сетки мало: «Забудьте Запад и все с ним связанное. Начинаем жить в Русском мире». Тот же А. Дугин по-новому отвечает на вопрос о границах РМ. Они не там, где думают или говорят по-русски, и не там, где Россию знают и любят. Он предлагает свежий взгляд: «Русский мир там, докуда сможет дойти русский человек, где мы вынуждены будем остановиться». 

«Вынуждены» — это ключевое слово. Представьте себе, как будет выглядеть слово «вынуждены», и задумайтесь: кому «тесно и скучно» в нынешних границах и чьи дети будут расплачиваться за их потребность «расширяться»?

Несмотря на очевидный крах РМ, он остается крайне опасным. Учитывая, что военная доктрина РФ допускает использование армии для защиты интересов соотечественников за рубежом (а они есть везде), учитывая становящийся все более громким нарратив о «русофобии» в «недружественных» (то есть почти во всех западных) странах, очевидно, что тезисом о «защите» РМ можно обосновать любую авантюру, которую РПЦ, без всякого сомнения, благословит и одобрит, объявив ее «войной с антихристом», как и делает это сейчас.

* Внесены Минюстом РФ в реестр «иноагентов».