Сюжеты · Культура

Птицы смерти в зените стоят

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге к 80-летию полного снятия блокады открылась необычная выставка «Город-герой Ленинград»

Экспонаты выставки «Город-герой Ленинград». Фото: соцсети

Впервые такая масштабная городская выставка, посвященная самому трагическому времени в истории Ленинграда-Петербурга, рассказывает о блокаде лишь негромкими голосами жителей осажденного города. Организаторы экспозиции обошлись без грома орудий, без вдохновляющей и направляющей роли партии. При этом в залах «Манежа» сохранена вся полифония жизни Ленинграда в блокаде — от эвакуации по льду Ладожского озера и организации производства до смертного голода, каннибализма и борьбы с «ленинградской болезнью» — алиментарной дистрофией.

Проект «Город-герой Ленинград» реализован ЦВЗ «Манеж», комитетом по культуре Петербурга и Александринским театром при поддержке Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, музеев, библиотек, театров, предприятий города, частных коллекционеров, с привлечением экспертов-историков. Около 50 институций предоставили «Манежу» свои экспонаты. Предметы быта, фрагменты заводского оборудования, результаты лабораторных исследований, кинохроника, фотографии, документы, подлинные вещи блокадников, около 200 графических и живописных полотен ленинградских художников, рисовавших город, и даже живые растения — все это собрано авторами экспозиции в единое повествование со своим сюжетом и главными героями. Что стало возможным благодаря масштабному использованию приемов театральной бутафории и современным мультимедийным технологиям.

Выставка «Город-герой Ленинград» в центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге. Фото: Наталья Шкуренок

— Мы не показываем войну, мы показываем жизнь, нам хотелось сделать проект, который разбудил бы в современных зрителях не только интерес к фактам, но и заставил их пережить эмоции и чувства, которые испытывали ленинградцы в блокаду,

— рассказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж». — Для этого нужна была сильная драматургия, поэтому мы обратились в Александринский театр. С нами работала целая команда сценаристов, драматургов, театральных художников под руководством театрального режиссера Антона Оконешникова.

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

«Город-герой Ленинград» выстроен не по принципу «посмотрите направо, посмотрите налево» и проходу вдоль витрин. Это проект-погружение с сюжетом, созданным на основе социального портрета жителя блокадного города в период с сентября 1941 по август 1942 года. Главные герои — воспитательница детского сада, молодой ученый из тех, кто продолжал работать в Ленинграде, девушка-художник, помогающая эвакуировать музейные ценности, уже немолодой музыкант, семья которого уехала, и десятилетний мальчик, оставшийся один.

По ходу действия судьбы всех пятерых персонажей переплетаются. У каждого из них есть реальный прототип, монологи героев собраны из подлинных дневников ленинградцев и литературных текстов в единый аудиоспектакль. Цветовая композиция выставки выдержана в черно-серо-белых цветах кадров кинохроники, ритмично сменяющих друг друга: от аванзала, где под потолком висят черные аэростаты с пятнами света от прожекторов, до белоснежного зала филармонии в финале экспозиции.

Экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: соцсети

И так же ритмично меняются пространства, по которым проходят посетители. Маршрут соответствует сюжету аудиоспектакля — на входе каждый посетитель получает в придачу к билету аудиогид с этой записью. Посетители сначала приходят в кинотеатр первых месяцев войны, где крутят музыкальную комедию «Антон Иванович сердится» и смеются зрители. Оттуда, через коридоры Смольного и зал, где показывают учебный фильм о борьбе с зажигалками, в пространства каждодневной блокадной жизни — на черный рынок, в детский сад, разбитую квартиру, на завод, в лабораторию, опустевший музей, на заснеженный берег Ладожского озера.

— Самое сложное было — не манипулировать зрителями, не выжать из них слезу, а передать глубину эмоций, страданий реальных людей, — говорит режиссер проекта Антон Оконешников. — Мы даже обращались в другие музеи, например, в Музей холокоста Яд Вашем, специально знакомились с тем, как нужно работать с трагедией, с переживанием катастрофы.

Постамент «Медного всадника», укрытый мешками с песком. Фото: Наталья Шкуренок 

Значительное пространство посвящено теме спасения памятников и музейных фондов — на стенах вокруг бутафорского, но практически в натуральную величину постамента «Медного всадника», укрытого мешками с песком, представлены документы, фотографии, рисунки с маскировочными укрытиями, проектами будущих памятников. На экспозиции есть даже живые объекты — настоящая рассада крапивы, одуванчиков и подорожника, которую специально для выставки вырастили сотрудники Ботанического института.

Маршрут подчинен сюжету аудиоспектакля, в который включены все самые страшные и драматические эпизоды блокады. У черного рынка музыкант рассказывает, сколько стоит полкило хлеба или сто грамм сахара, и мечтает — что приготовит жена, когда вернется из эвакуации?

Рассада крапивы — экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок 

Воспитательница детского сада рассказывает, как несколько часов потратила, чтобы принести детям елку, а потом выпросила на кухне немного муки, чтобы сварить клейстер для бумажных игрушек. А когда на минуту вышла в другую комнату за ножницами, дети съели клейстер и заплакали… Мальчик рассказывает, как мама читала ему страшную сказку про ведьму, пожирающую людей, и строго-настрого велела никогда ничего не брать у «добрых» теть на улице и стараться не ходить в одиночку по городу.

Кинотеатр первых месяцев войны. Фото: соцсети

Девушка-художник рассказывает, как музеи эвакуируют свои фонды, молодой ученый — как, пытаясь спасти машины, идущие по льду Ладоги, ученые изобрели прогибограф (прибор для измерения колебаний льда), как ботаники и биологи разрабатывали новые продукты и искали способы борьбы с «ленинградской болезнью» — алиментарной дистрофией. Кстати, результаты этих исследований помогли потом в лечении освобожденных узников нацистских лагерей.

В залах есть и «говорящие» экспонаты — если к этикеткам поднести аппарат аудиогида, можно услышать их историю.

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

Например, историю двухкопеечной монеты: голодной зимой 1941–42 года женщина подбросила ее, чтобы решить, кого из двух сыновей оставить в живых. Ему она отдавала порции еды — и свою и его брата. Мальчик выжил и сохранил монету, благодаря которой он остался жить. Или — свадебное платье, сшитое из ночной сорочки, принадлежавшей Марии Бенуа, жене Леонтия Бенуа. Сорочку, за неимением ничего другого, переделали в свадебное платье для Варвары Мясоедовой. Ее потомки сохранили его как драгоценную реликвию.

— Современного зрителя можно зацепить только личными историями, переплетением судеб, живыми эмоциями, и этот выставочный проект — несомненная удача, — уверен Никита Ломагин, доктор исторических наук, эксперт. — Здесь удачно реализованы принципы современного музееведения, выдержана мера между драматургией и исторической правдой, и это цепляет, особенно молодого зрителя. Это очень хороший эксперимент, пища для размышления для всего нашего музейного сообщества.

  • Выставка продлится в «Манеже» до 12 мая 2024 года.