Комментарий · Политика

Замороженные активы и разогретый ВПК

ЕС поддержит военный потенциал Украины, а в пользу «экономической живучести» Киева направит часть прибыли с арестованных средств ЦБ РФ

Александр Минеев, соб. корр. в Брюсселе

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (слева), глава Европейского совета Шарль Мишель (второй слева), президент Франции Эмманюэль Макрон (третий слева), канцлер Германии Олаф Шольц (справа), премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (второй справа), премьер-министр Италии Джорджа Мелони (третья справа) во время встречи на полях внеочередного заседания Европейского совета. Фото: Zuma \ TASS

Лидеры стран Евросоюза на специальном саммите 1 февраля одобрили исправленный и дополненный рамочный бюджет ЕС на 2021–2027 годы, основную часть которого составляют 50 миллиардов евро помощи Украине. Мимоходом, парой строчек в коммюнике, подтвердили, что одним из источников финансирования Украины будут доходы от замороженных в Европе активов Центробанка России. Проголосовали все 27 членов Европейского совета, включая премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который в декабре этот пакет заблокировал.

Саммит проходил под аккомпанемент шумных демонстраций фермеров, требующих повышения субсидий, ослабления экологических ограничений, защиты от конкуренции, главным образом, со стороны южноамериканского торгового блока МЕРКОСУР. Но нарекания по поводу ввоза украинской дешевой сельхозпродукции звучали тоже — со стороны добравшихся сюда центральноевропейских аграриев. Колонны из тысяч тракторов и сельхозмашин, в основном с бельгийскими, французскими и германскими номерами, заполнили городские магистрали, ведущие к району европейских учреждений, который был оцеплен полицией. Некоторые главы государств и правительств, как, например, президент Литвы Гитанас Науседа, добирались утром из своих гостиниц до дворца «Европа» пешком.

В повестке дня саммита главным пунктом было помощь Украине, а проблема фермерских протестов не значилась. Но лидеры ее отметили, приняли к сведению и обещали решать. Своим чередом.

Единогласное одобрение финансового пакета для Украины, который еще недавно выглядел чуть ли не предвестником развала ЕС, большинство участников саммита расценили как главный успех встречи в верхах.

Решения саммитов не имеют юридической силы и только дают добро на разработку и принятие законодательных актов ЕС. Важно их политическое значение. Лидерам блока удалось показать, что, несмотря на нагромождение сложнейших кризисов, на обострившиеся трения между его членами, союз довольно разных стран способен путем компромиссов сохранять единство, не отказываясь от общих целей и принципов.

Имя Орбана как потенциального нарушителя полного согласия звучало утром не однажды в подходах лидеров к журналистам, поджидавшим по пути к залу заседаний. Бывший председатель Евросовета, многолетний лидер польской оппозиции, а ныне премьер-министр Польши Дональд Туск был особенно резок, назвав позицию Орбана «эгоистичной», а его самого — даже «угрозой безопасности» ЕС. 

Премьер Ирландии Лео Варадкар был менее категоричен: в государствах ЕС правительства приходят и уходят, а страны и народы остаются в европейской семье.

Сам Орбан на этот раз к прессе не подходил и не устраивал брифингов. Но в чатах общения журналистов с европейскими чиновниками прозвучала информация, что на последних подготовительных этапах его уговорили не мешать, пойдя на скорее символические уступки в формулировках.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан перед внеочередным заседанием Европейского совета. Фото: AP / TASS

Председатель Евросовета Шарль Мишель на итоговой пресс-конференции сказал, что достигнутое согласие по рамочному бюджету и включенному в него фонду помощи Украине — это важный политический сигнал. Гражданам ЕС — о том, что Европу не удалось запугать. Но также и Соединенным Штатам и другим странам, которые поддерживают Украину, — о том, что европейцы не устраняются и готовы взять на себя большее финансовое бремя солидарности с этой страной, потому что ее судьба имеет для Европы «экзистенциальное значение».

«Поддержка Украины, как мы показали сегодняшним решением, — это абсолютный приоритет и останется абсолютным приоритетом», — заявил Мишель.

«Украинский фонд» в бюджете ЕС — это новый инструмент, призванный помочь стране-кандидату в восстановлении, переустройстве и модернизации на пути к ЕС.

Деньги из него должны пойти в основном на поддержание текущей «живучести» Украины и на восстановление разрушенной инфраструктуры. Но ЕС также продолжит оказывать военную помощь Украине, поддерживать ее вооруженные силы, главным образом — через внебюджетный Европейский фонд мира.

На данный момент за два года ЕС и его члены поставили Киеву военной техники на сумму 28 миллиардов евро, сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. И, конечно, поставит еще больше танков, вертолетов, систем ПВО, ракет. А также больше боеприпасов. Начала раскачиваться европейская оборонная промышленность, которая десятилетия после холодной войны пребывала в летаргии мирного времени.

Теперь она, по словам фон дер Ляйен, увеличила свои производственные мощности на 40% — и эта цифра продолжает расти. На тендеры, объявленные ЕС, откликнулись более 80 европейских производителей оружия и боеприпасов. В ближайшие недели будут подписаны контракты. Судя по всему, некоторый разворот начался, но о переводе экономики на военные рельсы говорить рано.

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Шарль Мишель. Фото: Zuma \ TASS

Брюссель работает с государствами — членами Союза, чтобы те поставляли боеприпасы в Украину — будь то из национальных запасов (уже истощенных), путем перенаправления других заказов либо оформления новых. В прошлом году ЕС обещал поставить Киеву к марту нынешнего года миллион артиллерийских снарядов, но поставит к этому сроку только 520 тысяч, около половины. К концу года по мере увеличения производства он увеличит поставки более чем вдвое.

Плюс ко всему страны ЕС обучают украинских военных. К середине февраля подготовили в своих учебных центрах 40,5 тысячи человек. И эта часть поддержки должна увеличиться. Об этом также шла речь на саммите в Брюсселе.

В Брюсселе констатируют, что фактически российская СВО стала сигналом тревоги для всего Евросоюза, который в последние десятилетия уделял мало внимания своей обороноспособности. Поэтому, продолжая поддерживать Украину, страны ЕС пришли к осознанию необходимости укреплять собственный военный потенциал. Спешно заработали над планами вывода своей оборонной промышленности на новый уровень.

Еврокомиссия скоро представит новую оборонно-промышленную стратегию, которая призвана привнести более существенное европейское измерение в оборонную индустрию, игравшую вспомогательную роль на фоне американской. Это включает оборонное планирование и закупки, слаженность и координацию на уровне ЕС. Не в ущерб, а в дополнение к НАТО, где лидирующая роль останется у США. С помощью этой стратегии Брюссель стремится заставить Европу перейти от реагирования на отдельные чрезвычайные ситуации к готовности обороняться.

«Украинский фонд» — самая большая по объему, но только одна из статей многолетнего рамочного союзного бюджета ЕС, который пришлось на полпути переделывать из-за изменившейся геополитической и экономической ситуации. Не только из-за «возвращения (…) в Европу», но также пандемии COVID-19 и ее последствий, сюрпризов мировой технологической революции, ускорения инфляции и роста процентных ставок, а также проблем, связанных с усилением миграции в Европу из стран «глобального Юга».

Европейский совет согласился направить на «новые приоритеты» рамочного бюджета дополнительно 64,6 млрд евро (из которых 33 млрд евро — займы и 10,6 млрд евро — за счет перераспределения из «старых» статей).

«Украинский фонд» занимает ведущее место: 50 млрд евро, из которых 17 млрд — грантами, 33 млрд — кредитами.

Существенно, на 2 млрд евро, увеличены расходы по статье о миграции, интеграции мигрантов и охране внешних границ Шенгенского пространства. Они составят 9,6 млрд евро. В эту сумму входит поддержка сирийских беженцев в Турции, Иордании и других странах, а также подготовка западнобалканских стран, остающихся вне ЕС, к будущему присоединению к Союзу.

1,5 миллиарда евро выделены в бюджете ЕС на создание Платформы стратегических технологий для Европы (STEP). Этот новый механизм призван повысить конкурентоспособность и устойчивость ЕС в стратегических отраслях, таких как цифровые, чистые технологии и биотехнологии. Они актуальны для «зеленого» и цифрового перехода, а также способствуют стратегическому суверенитету ЕС.

Глава Евросовета Мишель на итоговой пресс-конференции сообщил, что лидеры стран ЕС приветствовали политическое соглашение об использовании непредвиденных прибылей от российских замороженных активов для помощи в восстановлении Украины. Работа на этом важном направлении, подчеркнул он, будет продолжена.

За три дня до саммита, 29 января, государства — члены ЕС в Комитете постоянных представителей единогласно согласились выделить миллиарды евро непредвиденных прибылей от активов Центрального банка РФ, замороженных в Европе, в качестве первого шага к использованию этих активов для будущего восстановления Украины.

Из 260 млрд евро российских валютных резервов, обездвиженных в 2022 году Евросоюзом, США, Японией и Канадой, 191 миллиард евро хранится в Европе, в основном в Euroclear, бельгийской компании финансовых услуг.

По достигнутому в ЕС соглашению, полученная от этих денег прибыль будет учитываться отдельно и не выплачиваться в качестве дивидендов акционерам до тех пор, пока государства — члены ЕС единогласно не примут решение о создании «финансового вклада в бюджет [ЕС], который должен быть собран из этой чистой прибыли для поддержки Украины». Этот сбор будет «соответствовать применимым договорным обязательствам, а также праву [ЕС] и международному праву», говорится в тексте. Ожидается, что 

Европейская комиссия переведет деньги в бюджет ЕС, а затем в Украину, хотя не уточняется, когда они поступят туда для использования. Проект нацелен только на будущую прибыль и не будет применяться ретроактивно. По оценкам представителей ЕС, в течение четырех лет это может принести примерно 15–17 млрд евро, которые могут быть переведены Украине.

Проект ЕС отличается от инициативы США, которую поддержали Великобритания, Япония и Канада. Те предлагают конфисковать все замороженные российские активы, а не только прибыли от них. Американская инициатива сталкивается с сопротивлением со стороны европейских членов G7, особенно Германии, Италии и Франции.

Конечно, конфискация российских активов и передача их Киеву смогла бы облегчить бремя Запада по финансированию Украины, но европейские чиновники считают это слишком рискованным с юридической точки зрения. Многие опасаются, что это может нанести ущерб положению ЕС на мировых финансовых рынках. По мнению экспертов, такой шаг может подорвать международную финансовую систему, доверие к доллару США и евро как к резервным валютам.

Кроме того, есть опасения, что в случае конфискации Запад может потерять почти столько же, сколько и Россия, если Москва примет ответные меры. Ответный арест активов Россией может еще больше затруднить и без того трудный выход иностранных компаний с российского рынка.

Разница между американским «конфискационным» стремлением и европейской осторожностью объясняется тем, что взаимопроникновение экономик ЕС и России было несравненно глубже.

Бельгия, в которой хранится большая часть замороженных российских активов и которая в этом полугодии председательствует в Совете ЕС, возглавляет зондирующие переговоры о том, следует ли конфисковывать эти активы. Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо заявил на встрече с прессой в октябре, что 1,7 млрд евро уже собраны бельгийцами в виде налогов на прибыли с замороженных активов и что эти деньги будут использованы для оплаты военной техники, гуманитарной помощи и помощи в восстановлении Украины.