Колонка · Общество

Наследить на чужом наследии

В Думу внесен законопроект, который предполагает ликвидацию Ельцин-центра

Борис Вишневский, обозреватель, депутат ЗакСа Петербурга

Депутат Госдумы от КПРФ 36-летний Владимир Исаков внес в парламент проект закона о ликвидации Ельцин-центра (центра исторического наследия Б.Н. Ельцина, созданного на основании федерального закона и много лет работающего в Екатеринбурге).

Наезды на этот центр, один из «островков свободомыслия» в стране, происходят не в первый раз. И доносы писали, и закрыть призывали, и объявить «иностранным агентом» требовали, но не получилось: закон защищает Центр от любых проверок Министерства юстиции.

Теперь решили зайти с другой — законодательной — стороны.

И хотя инициатор законопроекта — достаточно мелкая думская «сошка», не исключено, что инициатива будет подхвачена.

Или будет ждать подходящего момента.

Владимр Исаков. Фото: соцсети

Тов. Исаков (профессиональный функционер КПРФ, всю сознательную жизнь работавший только в ее структурах) предлагает изменить Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Записать в нем, что центры исторического наследия создаются только для тех экс-президентов, которые перестали ими быть после 1 января 2000 года.

Борис Ельцин, как известно, ушел в отставку днем раньше — 31 декабря 1999-го, так что смысл законопроекта совершенно ясен.

Но чтобы никто не сомневался в его целях, тов. Исаков в пояснительной записке сообщает, 

  • что проект разработан «в целях восстановления исторической справедливости и недопущения искажения истории».
  • Что «существование центра исторического наследия
    имени Б.Н. Ельцина в таком виде, какой он есть сейчас, создает «угрозу» национальному единству и раскалывает российское общество».
  • Что «Российская Федерация является правопреемником СССР, в связи с чем существование центра исторической памяти фигуры, которая своими действиями способствовала разрушению государства, не способствует формированию патриотизма и создает необъективную оценку исторических событий».
  • И что «согласно данным опроса ВЦИОМ, проведенного в 2016 году, 50% респондентов называло Ельцина виновником кризиса, в котором оказалась Россия в 1990-е годы», а в 2023 году «деятельность Ельцина на посту президента негативно оценивает уже 61% опрошенных, при 17% положительных оценок»…

Закон, в который предлагается внести изменения, гарантирует каждому экс-президенту создание и функционирование за счет федерального бюджета (и с передачей необходимого федерального имущества или земли) персонального центра для сохранения его исторического наследия как «неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства». 

В этом центре должны быть библиотека и архивный фонд, а также «музейные предметы, связанные с жизнью и общественно-политической деятельностью президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий», библиотека при этом является общедоступной.

Все это есть в Ельцин-центре, который при этом проводит множество интереснейших мероприятий. И хотя в экспозиции Центра представлено, как правило, то, что показывает фигуру Бориса Ельцина с положительной стороны (а критических — и заслуженных — оценок явный дефицит), он не становится от этого менее интересным. Потому что хранит реальную историческую память о не такой уж и далекой, но многими уже подзабытой эпохе. И о человеке, который, как бы к нему ни относиться, сыграл в российской истории чрезвычайно значимую роль.

Да, как уже сказано, 

Ельцин-центр — хотя он не является никакой оппозиционной структурой, а приглашает для выступлений самых разных политиков и экспертов — раздражает власть.

Ельцин Центр в Екатеринбурге. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Раздражает самим своим существованием, потому что показывает, что не так давно — какие-то три десятилетия назад — российская политическая жизнь была совсем другой. Что в ней были политическая конкуренция и острейшие столкновения. Что в ней были относительно честные выборы и относительно свободные СМИ, излагавшие разные точки зрения. Что парламент был местом для дискуссий. Что на выборах побеждали не те, кого хотело видеть начальство, а те, кого поддерживали граждане. Что не было массовых политических репрессий, но были массовые антивоенные протесты. В общем, все то, что сегодня существует только в воспоминаниях и исследованиях.

Удивляться в этих условиях предложению о закрытии Ельцин-центра не приходится. Даже если оно исходит не от единороссов, а от КПРФ, которая в Госдуме практически неотделима от «Единой России» до степени смешения — особенно в поддержке курса нынешнего президента Владимира Путина. Правда, 

в проекте тов. Исакова есть одна крамольная норма: о том, что президентский центр должен «представлять объективную оценку деятельности президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий».

Между тем президентский центр полагается (уже сейчас) Дмитрию Медведеву, прекратившему исполнение своих полномочий в 2012 году.

И по закону он должен будет давать ему «объективную оценку». А также хранить его «историческое наследие» — в том числе и то, которое он творит в последние месяцы практически ежедневно, отливая в граните один эпистолярный шедевр за другим.

А потом президентский центр будет полагаться и Владимиру Путину. И тоже давать ему «объективную оценку»…

Впрочем, крамольную норму, если что, можно при втором чтении исключить.