Александринский театр отменил запланированный на 12, 13 и 14 января показ одного из лучших своих спектаклей — «Один восемь восемь один», рассказывающий о последних днях царствования императора Александра Второго, его убийстве, первых днях царствования Александра Третьего и провале попытки осуществления хотя бы и небольших, но либеральных реформ.
Спектакль популярнейший (билеты распродаются мгновенно) и невероятно актуальный (недаром главные антагонисты — министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев — в отличие от других персонажей — одеты в дорогие и современные офисные костюмы).
В ноябре 2023-го, когда я смотрел спектакль, было ощущение «полного погружения» в ту эпоху — настолько мастерски он поставлен Валерием Фокиным.
И все же он снят — почему?
Да потому, что поставлен по пьесе опального ныне Бориса Акунина, вчера объявленного «иностранным агентом», а до того — включенного Росфинмониторингом в список «террористов и экстремистов».
Об отмене спектакля мне сообщила моя помощница, которая купила билеты на «1881» на 14 января. Но днем 12 января ей пришло электронное письмо, что спектакль отменен. На сайте театра, в афише на 13 и 14 января (дни, когда спектакль должен был идти), вместо «1881» появилась информация, что на основной сцене в эти дни пройдет экскурсия «Блистательный Александринский театр».
Сомневаться в том, что это связано с включением Акунина в известный список, не приходится, хотя театр вчера никаких объяснений для журналистов не давал. Питерские СМИ пишут, что в сети «ВКонтакте» в группе театра сообщили только, что «все верно, ближайшие показы спектакля отменены, все средства за купленные билеты будут возвращены», но не отвечают на вопрос о причинах отмены.
Между тем — хотя Акунина внесли в реестр «иностранных агентов» только 12 января 2024 года — его имя осенью 2023 года уже никак не упоминалось ни в афише «1881», ни в программках, продаваемых на спектакле. По всей видимости, потому, что — несмотря на отсутствие в разных «списках» — общественно-политическая позиция Акунина (живущего за границей с 2014 года) была хорошо известна и кардинально отличалась от официальной. Напомним, что его книги начали убирать с полок с лета 2022 года (тогда издательство «Захаров» обвинило дом книги «Молодая Гвардия» в том, что тот убрал со своих полок произведения Бориса Акунина по собственной инициативе во избежание возможных неприятностей из-за позиции писателя).
Это наглядная иллюстрация нынешней ситуации, когда никто толком не понимает, что можно, а что нельзя, и перестраховываются по максимуму, потому что за излишние запреты точно не накажут, а вот за разрешение даже и не запрещенного, но неугодного вполне может «прилететь»…
В декабре 2023 года, после того как Акунина разыграли пранкеры, его спектакли (еще до последующего возбуждения уголовного дела по статье о «фейках» об армии) сняли из своего репертуара московский Российской академический молодежный театр и Губернский театр, все театры, где шли спектакли по пьесам Акунина, получили запросы из Следственного комитета, а издательства «АСТ», сеть книжных магазинов «Читай-город — Буквоед» и интернет-площадки приостановили распространение его книг.
При этом стоит отметить (на это обратил внимание известный петербургский критик и публицист Михаил Золотоносов), что ни одна из книг Акунина не включена в Федеральный список экстремистских материалов, и по ним нет никаких судебных решений. Тем не менее 30 декабря Золотоносов обнаружил, что из генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки исчез писатель Борис Акунин. Ни одной библиографической записи на автора с такой фамилией и с таким именем нет.
Между тем даже и включение в список экстремистских материалов, говорит Золотоносов, вынуждает РНБ книгу не выдавать читателям, но при этом из каталога не удалять.
Однако ее удалили — по принципу «лучше перебдеть»…
Это, конечно, полная реплика советской практики, когда книги авторов, которые эмигрировали и лишались гражданства, тут же изымали из библиотек, а фильмы «клали на полку», хотя никаких судебных решений об этом не было.
И вот теперь — Александринский театр. Зрители в ближайшее время «1881» точно не увидят.
Так выглядит «культура отмены» по-российски.
Точнее, «отмена русской культуры», которая происходит вовсе не на Западе, как рассказывают пропагандисты.
* Признан Минюстом РФ «иноагентом».