Вышло так, что у меня достаточно большой опыт работы Дедом Морозом: начинал я еще в 1986 году от фирмы «Заря», помните такую?
И вот, по прошествии многих лет, я совершенно не представлял, что буду этим заниматься в Израиле, полагая, что всё это — атавизмы «совка», от которых люди тут довольно быстро избавляются.
Но и тут, как выяснилось, не отвыкли! Ну кроме тех, конечно, кто занял здесь глубоко религиозную, как здесь говорят — «датишную» позицию, начисто отрицающую все формы Рождества, включая суррогатные.
Пытаясь разобраться в отношении евреев к празднованию Нового года, я залез достаточно глубоко и сделал для себя немало открытий, которыми готов поделиться с вами, ведь вокруг 1 января друг на друга, как матрешки, нанизываются разные праздники: тут языческий скандинавский Йоль, Сатурналии, Ханука, католическое и православное Рождество, Обрезание Господне…
Как же это все сложилось?
Начнем, как и полагается, с Адама.
По еврейским понятиям он был пророком, ибо напрямую разговаривал с Богом, в одной из бесед сообщившим ему, что наш мир не вечен и когда-то ему настанет конец.
Как известно, Рош ха-Шана, еврейский Новый год, то есть «Сотворение мира», отмечается в разные дни на рубеже сентября и октября в соответствии с лунным циклом. Древнерусский, кстати, тоже был там, но ровно 1 сентября, а Петр I перенес его на январь, чтобы и тут приблизиться к Западу.
Так вот, в Талмуде сказано, что, появившись на свет ранней осенью, в 6-й день творения Адам два месяца наблюдал, что светлое время суток с каждым днем укорачивается, и это дало ему основание мрачно думать о довольно скором конце света…