По его сценария снято несколько десятков фильмов, среди которых «Орда», «Монах и бес», «Юрьев день», «Чудо». Арабов работал с Александром Прошкиным, Николаем Досталем, Кириллом Серебренниковым, Андреем Хржановским. Среди последних работ — небольшой сценарий для анимационного фильма Александра Петрова.
Но главный, магистральный луч его творческих поисков — сотрудничество, и соавторство с Александром Сокуровым. И прежде всего — грандиозная тетралогия о человеке, о гордыне, об искушении, о природе власти. Планета — зеленое сукно для игроков титанов-тиранов, подбрасывающих в руке невидимые кости: чёт — нечёт, мир — война, добро — зло, свет — тьма, Бог — дьявол. Гитлер («Молох»), Ленин («Телец»), император Хирохито («Солнце»), Мефистофель/Фауст в «Фаусте». Все битвы, казни, мировые войны вершатся внутри тщедушного человека, и только потом гибельное пламя неутоленных страстей прорывается наружу, охватывая континенты.
Его фильм «Гирокастра», который он снял как режиссер, так и не вышел в прокат. Картина в какой-то степени продолжает тему власти и притягательности зла. Там прекрасная девушка Катя слепо влюбляется в обаятельного албанского диктатора Ходжи. Лавстори превращается в трагедию, любовь — в казнь, дружба — в предательство.
На протяжении многих лет они с Александром Сокуровым бились над ответом:
почему зло так притягательно, почему люди, миллионы людей, идут за драконом, поколение за поколением, как напророчил Великий инквизитор, молят: «лучше поработите нас, но накормите нас»?
…Перечитала «Солнце», снова изумилась пророческому финалу, в котором японский император Хирохито, только что отказавшийся добровольно от божественного статуса, дабы прервать войну, читает жене стихи. А ему говорят, что народ хочет войны, возмездия!
Арабов и Сокуров исследовали процесс разгуманизации человека. Искали антидот против этого нравственного разложения.
«Антидот, если он возможен, может создать только интеллигенция, — говорил мне Юрий Николаевич в неопубликованном и относительно недавнем интервью. — Что я предполагаю? Произошло вторжение масскульта в культурное пространство. Масскульту свойственно насилие, масскульту свойственен парад насилия аттракционов, связанных с кровью, связанных с убийствами, со всем тем, что имеет жанровую основу детектива, триллера и т.д. Посмотрите, ну просто для структуры мирового кинопроцесса таких больше всего фильмов выпускается.
Раньше при советской власти было очень жесткое ограничение: у нас была классическая культура, это Пушкин: «Вновь я посетил…», «Мой дядя самых честных правил…» Я помню, как по телевизору какой-нибудь Ираклий Адроников или кто-то еще делали большие передачи о Лермонтове, о Пушкине. И через них шла не только скука, а мое поколение изнывало от скуки, через них шли поверх барьеров важные гуманистические установки о том, что убивать и воровать нехорошо.
Сейчас же «убивать и воровать» стало обычным делом. И молодых очень жалко, потому что им не достает гуманитарного образования. Какой тут может быть антидот?
Если и может, то создать его способна только интеллигенция. Но интеллигенция не хочет брать на себя эту тяжелую обязанность, нести ответственность за свои слова.
Позиция Александра Сокурова уникальна тем, что Александр Николаевич работает в классической парадигме русского интеллигента, который может с улыбкой или без улыбки говорить правду власть имущим. Можно не со всем соглашаться, но в целом постулаты Александра Николаевича заслуживают как минимум внимания и как максимум симпатии.
У нас вот такое положение: интеллигенция придавлена коммерческими интересами, коммерческие интересы связаны с масскультом, а масскульт связан с насилием. Разорвать этот порочный круг можно только личным усилием каждого человека, кто осознает роль интеллигенции в России. Это не значит, что так должно быть в целом, просто русская культура так сформировалась. И отказаться сейчас от роли интеллигенции как от людей, которые могут сказать нечто существенное власть имущим, значит перечеркнуть 200-летний процесс развития страны».
Светлая память.