С тех пор, как человечество начало понемногу набирать опыта, было замечено, что людей сопровождает некая их превосходящая, невидимая и по-своему разумная сила, отрицать которую было бы крайне опрометчиво. В разные времена сила называлась по-разному: судьба, бог, случайность (как правило, речь шла о божественной случайности). Люди постепенно учились входить с ней в отношения и приглашать на роль посредника и советника в своих человеческих делах. В том числе и тогда, когда дела касались вопроса о том, кто из людей прав, а кто нет. Решение такого вопроса называлось судом. И с незапамятных времен на судах было принято с уважением прислушиваться к этой невидимой силе. Ведь если ее не учитывать, то человеческие желания и мнения, всегда предвзятые, никогда не вышли бы из состояния хаоса, а насилие стало бы единственным методом утверждения правды.
Поначалу в судах эту силу привлекали совсем напрямую. Ордалии, «божьи суды», — установление вины или невиновности с помощью воды, огня или поединка. Считалось, что стихия природы или клинок воина обладают порой большей правдой, чем слова людей. Затем, когда сознание становится более искушенным и когда приходят века Просвещения — в невидимой силе (или, собственно, в Боге) стали различать два основополагающих свойства: свободу и логику. Это сразу же сказалось и на судебной практике, где свобода воплотилась в принцип состязательности, а логика — в принцип доказательности. Но при этом не забыли и про сам таинственный источник всех свойств и принципов, а потому перед началом судебных речей клялись говорить правду с рукой на Библии.
***
Но есть такие люди и даже целые государства, где невидимую силу решили сбросить со счета. Ее присутствие заблокировали сначала в умах, а потом и в судах, систему же блокировок уважительно назвали «скрепы».
Это значительно облегчило жизнь в таких государствах. Теперь, если дело доходит до выяснения правды, нет нужды состязаться и доказывать. Достаточно просто сослаться на «скрепы».
Появилось даже целое сословие людей, которые научились досконально разбираться в «скрепах». Их назвали «экспертами». И чтобы суд пришел к единому мнению и неоспоримому приговору — уже не надо ни логики, ни тем более — упаси Господи! — «божьего суда». Но на все достаточно «экспертного мнения».
Кто-то спросит: зачем же этим людям вообще понадобилось сбрасывать со счета невидимую силу? Затем, что эта сила всегда все усложняет и вносит непредсказуемость, а упомянутые люди очень плохо такое выносят. Они хотят, чтобы завтрашний день был точно такой же, как день вчерашний. Если же кто-то хочет иначе, они цедят сквозь зубы: «предатель…» Поэтому: «скрепы» и еще раз «скрепы».
Но, в принципе, как долго можно продержаться на «скрепах», делая вид, что никакой невидимой силы с ее свободой и логикой не существует? На данный вопрос еще никто не может ответить. Эксперимент еще не закончился.
Однако интересно, что каждый носитель «скреп» — и судьи, и даже «эксперты» — по своей отдельности, безусловно, о невидимой силе знают. И от этого им страшно настолько, что они стараются никогда в своей отдельности не оказываться. Всегда ходят группами и прижимаются друг к другу так плотно, что у некоторых отказывает дыхание.
Но тем не менее эксперимент продолжается. Все ждут. Ставки принимаются и растут.