Репортажи · Общество

(18+) Хотели поговорить с евреями, а поймали узбека

Командировка в мирный стабильный Дагестан

Александр Минкин, «Новая газета»

Разъяренная толпа готовится штурмовать аэропорт Махачкалы в поисках евреев. Фото: Рамазан Рашидов / ТАСС

29 октября полторы тысячи «наших мальчиков» ворвались в аэропорт Махачкалы, снесли ограждение, понеслись к самолёту, который только что прилетел из Израиля. (Выражение «Наши мальчики» приобрело в России специфический смысл.)

Пассажиры уже вышли на трап, но стюардесса увидела мчащуюся чёрную толпу, почему-то испугалась, заорала: «Назад! В самолёт!» — и заперла дверь. Взломать её не смогли.

Тогда огорчённые мальчики (в данном случае дагестанские) разнесли аэропорт, вламывались в автобусы, останавливали машины, проверяли паспорта. Они изо всех сил искали евреев, «чтобы поговорить». Вот редакция и отправила меня в Дагестан: мол, пусть сбудется их горячее желание.

Я был горд. Не каждому так повезёт: заменить собой целый самолёт. И хотя летел в Махачкалу не из Тель-Авива, а из Москвы, но главное всё же начинка. А желание поговорить было абсолютно взаимным.

Повезло сразу! Началось прямо в воздухе, на высоте 10 500 м. Но сперва вылет задержали почти на час. КВС объявил: «Приносим извинения. Ждём группу пассажиров». Думал, штук пять богачей, а оказалось 50 дембелей, дагестанцы из Хабаровска домой через Москву, в военной форме, на груди бирки: на левой — имя и фамилия, на правой — «Вооружённые Силы России», хотя они были без оружия. Один из них сел рядом. Разговорились (потом стало ясно, что еврея он во мне не опознал).

Александр Минкин. Фото из личного архива

Дембель

Сперва он сказал, что воевал, но потом оказалось, что не всё так однозначно. Призванных дагестанцев где-то учили, потом перебросили эту пехоту к старой границе, так что на «присоединённые территории» они не попали. Тем не менее мой сосед считал себя фронтовиком, и ему было грустно, что боевые ему не светят.

Среди его знакомых есть парень, который потерял глаз (осколок?) и который уже 6 месяцев ждёт положенную кучу денег — компенсацию. Другой потерял ногу, но не грустит: купил машину и собирается снова туда, где море огней.

Что он купит, если потеряет вторую ногу, — кто ж это знает. Потом я начал выполнять редакционное задание (как журналист не представился, но и его имя с нагрудной лычки записывать не стал).


— Зачем ваши в аэропорт помчались?

— Искали евреев.

— Зачем?

— Поговорить. Объяснить им, чтобы улетали обратно — к себе в Израиль.

— А если они в Дагестане родились и всю жизнь там прожили?

— Всё равно.

— Всё же чего хотели: избить или убить?

— Побить.

— Но когда толпа избивает, случается, что убьют. — Дембель-дагестанец промолчал. — А зачем бить? Не лучше ли мирно жить, вести бизнес?

Он оживился, засмеялся.

— С евреями нельзя вести бизнес, это опасно!

— Почему?! 

— Они хитрые! Обманут!

По глупости я не спросил, откуда такая уверенность. Личный опыт? Вряд ли. Как уже было сказано, еврея он во мне не опознал.

ХАМАС снял документальное кино

13 ноября я смотрел фильм про события 7 октября в Израиле. Хотел написать «про трагические события», но это как посмотреть. Многие радовались. К тому же «трагические» — это про чувства. Их не надо.

Фильм — это видеозаписи с камер, которые были на головах террористов, и их телефонные разговоры.

В кадре море крови, трупы еврейских детей и абсолютно счастливые лица убийц. Они в восторге. Они звонят родителям: «Папа! Я убил десять евреев! Голыми руками! (Счастливый папа непрерывно восклицает «Аллаху акбар».) Папа, дай маму к телефону! Мама! Я убил десять евреев! Голыми руками!» 

Он ликует, мама поздравляет мальчика, плачет от счастья и от гордости за сыночка. Желающие могут послушать, как это звучит по-арабски.

Насчёт «голыми руками» существо врёт. На экране видно, что оно стреляло из автомата. В том числе в детей.

Видеоподробности пересказывать не буду; кому интересно, как мотыгой отрубают голову, те видели. Нормальным людям лучше на такое не смотреть.

А в Дагестане обошлось.

Полторы тысячи наших мальчиков не нашли ни одного еврея. Идейные мечты о «поговорить» слегка запачкало то, что в поисках собеседников толпа разграбила ларьки и магазины аэропорта, которые вряд ли принадлежали хитрым иноверцам.

Боевики «ХАМАС». Скрин с уличной камеры

Впрочем, «обошлось» — это не совсем точно. По данным дагестанского Минздрава, во время беспорядков пострадало более 20 человек, пятеро в больнице, двое в тяжёлом состоянии с черепно-мозговыми травмами. Это при том, что евреи не попались.

По горячим следам задержали около 60 человек. Потом ещё несколько. Сядут вряд ли. Обижать мусульман и мусульманские регионы перед выборами русского президента не с руки.

Это наглость — из Израиля сюда прилетать

Мы в Махачкале. Моему собеседнику нет и тридцати. Образование высшее юридическое. Имя я обещал не называть, не фотографировать.

— Всё началось не с Махачкалы. С гостиницы в Хасавюрте. Пошёл слух, что там живут беженцы с Израиля. Все туда погнали, и мы туда пошли. Не ломать, без фанатизма, просто пошли.

— Беженцы из Израиля или беженцы из Газы?

— Из Израиля. Из Газы же никого не выпускали. (Израиль постоянно предупреждал жителей: уходите на юг. А. М.) Сообщили, что в гостинице евреи, израильские евреи. И пошли мы туда просто посмотреть. А сотрудники полиции оцепили гостиницу. И сказали: «Ребята, там никого нет. А если вы нам не верите, пусть пять человек зайдут и убедятся. (Полиция по требованию толпы разрешила погромщикам искать того, кого толпа пожелает. А. М.). За десять минут там тысяча человек собралось. Приезжали даже из окраинных сёл, из районов. Но никто не шумел, спокойно все стояли, проверили все номера. Разошлись тихо и мирно.

— А чего хотели-то? А если бы евреи там были?

— Я вам так скажу: при чём тут простой народ, который оставил свои дома и уехал из Израиля? Если ихнее государство, если ихние военные там бесчинствуют, то не все же виноваты. Но насмотревшись этих видеороликов, как дети гибнут тысячами… Это же ужасные видеоролики. (Он говорит о палестинских роликах. А. М.). Знаете, если там умирают наши люди, это неважно, какой религии и национальности, мы просто пошли. Я просто так пошёл, со стороны смотрел, просто наблюдал. Я думаю, это глупость на самом деле, думать, что самолёт из Израиля привезёт беженцев. 

Умные евреи никогда в жизни напрямую не прилетят из Израиля в Дагестан. Нет, они полетят в Москву. А уж потом из Москвы, на московском самолёте… Понятно, что насмотревшись на эти ужасные видео, люди возмущены.

Дагестан. Местные жители во время акции протеста на территории международного аэропорта Махачкалы, куда приземлился регулярный рейс из Тель-Авива. Фото: Рамазан Рашидов / ТАСС

— Неужели ваши полагали, что те, кто бомбил Газу, потом сели в самолёт и прилетели в Махачкалу?

— Конечно, нет! Знаете, это как? Я ни в каких пабликах не сижу, у меня нет инстаграма*. Всё, что в мире творится, вижу в ютубе. Всяких независимых журналистов смотрю. Говорят, в пабликах, кто-то людей подбивал. Если человек насмотрелся видео, как дети умирают, много ли ему надо, чтобы подтолкнуть? Тем более молодых. У нас горячая кровь. У нас такое стадное — все идут, и я иду.

— Как же они узнали? Вы сказали, они из сёл приехали.

— Самому интересно.

— Вас позвали лично?

— Нет-нет-нет, такого не было, я просто… Я созвонился с другом, он говорит: дорога перекрыта. Говорит: в гостинице кто-то живёт, мы туда идём. Я подъехал просто посмотреть. Так и собрались, друг другу кто-то звонил. Есть инстаграм, который всё показывает (и которого у него нет. А. М.). То, что сделали в аэропорту, это полный бардак, это неправильно.

— А в Махачкале евреи живут?

— Да, живут, нормально живут. Никто их не трогает. Есть синагога.

В мире очень много евреев, которые солидарны в том, что в Газе творится уничтожение народа Палестины. Как можно винить всю нацию? Это неправильно.

Там происходит полный геноцид, весь мир об этом кричит. То, что сделали у нас в аэропорту, сделали только себе плохо. Все же вылетаем из этого аэропорта, зачем ломать, зачем людей, которые летели долго, часами в самолёте держать? Там дети, больные. Часами держали пассажиров в самолётах, из Дубая самолёты прилетели, из Израиля, из Москвы — все, кто приземлился, им выйти не давали. Зачем полезли камнями швыряться? Разломали двери терминала. Могли бы спокойно стоять.

— А лично вы зачем поехали?

— Я поехал отвозить человека, увидел толпу людей и остался. Я думаю, этим израильским беженцам… Ну как это сказать, Александр Викторович, у нас же сейчас не любят украинцев. А это как бы из России беженцы приехали в Украину — как бы их там приняли? Вот так и наши ребята смотрели. Я считаю, это наглость — из Израиля сюда прилетать. Ехать сюда, где в основном живут мусульмане, в Республику Дагестан. Убивают мусульман, геноцид происходит, и — ехать сюда? Те евреи, которые здесь живут, живут спокойно. У меня есть знакомые евреи, они осуждают своё правительство. Просто поливают грязью своё государство. Столько детей убили, как эти люди могут спокойно спать? Я сам хочу вам задать вопрос: разве то, что происходит на Украине, и то, что происходит в Газе, это одно и то же? Да там ещё спорный вопрос: где чья территория? Даже вдаваться не хочу. А тут геноцид.

Боевики «ХАМАС» увозят заложницу. Фото: vietnam.vn

— Вы про Газу?

— Да. Разве одно и то же это?

— Вы в курсе, что ХАМАС напал первым, устроил зверскую резню?

— Да, я в курсе. А из-за чего напал — тоже в курсе.

— Из-за чего?

— Ну, давайте копнём. Во-первых, начнём с того, чья это территория. Да тот же самый Израиль — чья территория? Кто дал им землю? Изначально же мы живём. Земля чья была изначально по истории? Не палестинская?

— Когда?

— Откуда зародились? Кто кого приютил? Кто кому чем ответил? И давайте так. Допустим, даже ХАМАС — запрещённая в мире организация. Но при чём тут мирное население, целая страна, целые города? Больницы при чём, где мирные люди? Я не смотрю телевизор вообще, я смотрю ютюб. 

Когда детей видишь без рук, без ног, кишки, зачем на это смотреть, помочь ничем не можешь. Весь мир признал, что это геноцид, ООН признаёт. Почему против Израиля санкции не вводятся? А против России ввели санкции. Почему?

Последствия израильских авиаударов в Дейр-эль-Балахе. Фото: IMAGO / APAimages

— Толпа понеслась к самолёту по взлётному полю. Чтобы что? Еле-еле стюардесса загнала пассажиров обратно в самолёт. Слава богу, они не успели с трапа на землю сойти. Что было бы, если б пассажиры не успели спрятаться в самолёт?

— Не знаю, что могло бы быть. Но знаю, что какого-то узбека приняли за еврея — ему же ничего не сделали, никто не бил его. С ним грубо разговаривали, потому что думали, что он… э-э… не говорит правду. Но оказалось, он говорил правду. Ему сказали: «Скажи что-нибудь на узбекском». Он растерялся, бедолага, ничего не смог сказать.

***

Я благодарен собеседнику: он согласился со мной говорить и даже включить диктофон. Будь у меня видеозапись, вы бы увидели и услышали, как он культурно корректирует свои же слова. Сказав про Газу: «там умирают наши люди», он добавляет: «это не важно, какой религии и национальности». Хотя в Газе только это и важно. Да и в Дагестане…

Остальные 6–7 человек в Махачкале… Каждый через посредника обещал «встретимся завтра», я даже время старался распределить: с этим — в 10 утра, с этим — в 12… И клялся, что имя спрашивать не буду, фотографировать не буду. Но когда наступало завтра, все они исчезали без следа, на звонки и сообщения не отвечали. Когда мальчиков полторы тысячи, они рвутся поговорить с десятком евреев из самолёта. Но один на один мальчики говорить боятся.

Кстати, дон Корлеоне никогда не говорил: «Убейте его». Дон всегда просил: «Поговорите с ним».

Арифметика

Какой ужас должен испытывать человек, чтобы не суметь ни слова сказать на родном, в данном случае узбекском… По-русски это называется «язык отнялся», а мог бы и разрыв сердца быть. Обошлось. А приказ толпы вполне логичен, ибо в этом регионе невозможно определить еврея, сняв с мужчины штаны.

Чувства у людей разные. У хамасовцев — одни, у евреев — другие, у дагестанцев — третьи, а у президентов их нет.

Зато арифметика всюду одинаковая: в России, в Израиле, в Иране, в мечети, в синагоге и в Кремле — везде. Точные факты и натуральные числа — больше нам ничего не понадобится.

В Махачкале есть синагога, там тишина, невдалеке — полицейская машина, скучают двое: один в штатском, другой в форме. Они что-то обсуждали, не заметили, как я вошёл. Когда вышел — заметили, но интереса не проявили. Пост появился на следующий день после погрома в аэропорту. Вероятно, скоро снимут.

Вечерняя Махачкала. Фото: соцсети Александра Минкина

Население Махачкалы — 700 тысяч. Евреев там, как сказали в синагоге, около 750. Грубо говоря, 0,1%. Вопрос о беженцах из Израиля воспринимается членами общины как глупая шутка. К идее интервью у моих собеседников в синагоге отношение отрицательное: во-первых, несколько уже было, в том числе по ТВ; во-вторых, не хотят шумихи, не хотят «разжигать». «Нас никто не трогает, нам тут жить». Первые четыре слова — правда. А последние три… Будущее у всего человечества туманно.

Бесконечно повторяется вопрос: «Почему по всему миру, в том числе в Европе, стотысячные демонстрации в поддержку ХАМАС, в поддержку палестинцев? Ведь это Израиль стал жертвой резни».

Это глупый вопрос. Дело не в том, кто внезапно напал, кто резал и насиловал, кто сжигал людей и детей живьём. Дело всё в той же арифметике.

Евреев в мире около 15 миллионов. Мусульман в мире около 2 миллиардов — естественно, их на всех митингах будет больше. Они смотрят видео, сделанное теми, кто резал, насиловал и жёг живьём, — и повторяют: «Это же наши мальчики».

Прибавьте как минимум миллиард леваков, безмозглых студентов, всех рабов идейного террора «толерантности» и «политкорректности».

Слова президента, сообщение ТАСС и обещание муфтия

Махачкала. Студентки у педагогического университета. Фото: Александр Минкин / «Новая газета»


ПУТИН(в Ново-Огарёво 30 октября). События в Махачкале вчера вечером инспирированы в том числе через социальные сети, не в последнюю очередь с территории Украины, руками агентуры западных спецслужб. Я хочу в этой связи задаться вопросом: разве можно помочь Палестине, пытаясь нападать на татов и их семьи? Помочь Палестине можно только в борьбе с теми, кто стоит за этой трагедией. Мы, Россия, и боремся с ними в рамках специальной военной операции, именно с ними — и за себя, и за тех, кто стремится к настоящей, истинной свободе. (Помощь Палестине — это совершенно новая цель СВО. А. М.) Руководство Украины рукоплещет нацистам времён Второй мировой войны, которые повинны в жертвах Холокоста, лично принимали участие в этих преступлениях, а сегодня под руководством своих западных покровителей пытается инспирировать погромы в России. Кстати говоря, не уверен, знают ли об этом во всех руководящих кругах тех же Штатов. Неплохо было бы тем, кто так заботится якобы о гражданах Израиля, провести расследование, чем занимаются их спецслужбы на Украине, если они пытаются инспирировать погромы в России.

События в аэропорту Махачкалы президент России дважды назвал погромом. Таким образом, он опроверг чрезвычайно важное сообщение ТАСС, где погром назван акцией протеста.

Махачкала, 29 октября. /ТАСС/. 

«Несколько сотен человек принимает участие в акции протеста, которая проходит на прилегающей к махачкалинскому аэропорту территории, куда в воскресенье вечером приземлился очередной регулярный рейс из Тель-Авива. Собравшиеся выступают против палестино-израильского конфликта. Часть протестующих вошли в международный терминал аэропорта в поисках пассажиров этого рейса. На месте находится несколько нарядов полиции, которые ведут с протестующими разъяснительную работу».

Взлётное поле — не «прилегающая территория». Взломали двери и разрушили ограждение — это не называется «вошли». Погромщиков и грабителей ларьков называть протестующими нечестно.

Путина надо понять: его критикуют за поддержку ХАМАС, а у него весной голосование за него.

Евреев в России около 100 тысяч, а мусульман 15 миллионов (да ещё и голосуют мусульмане гораздо правильнее, чем евреи). Это же просто арифметика.

Так что Путин не за ХАМАС, он за себя. А наши мальчики в Дагестане, в Чечне и пр. — это электорат.

Но больше всех мне понравился муфтий Дагестана. Точнее, его обращение к народу.

Муфтий Дагестана. Скриншот с видео

МУФТИЙ. Мы ваше возмущение понимаем. Воспринимаем это очень болезненно. Но всё-таки то, что с Израиля с израильтянами самолёт летает сюда, и запретить это такими вариантами… Такими акциями это не запретишь. Мы с соответствующими людьми будем говорить. И дальше будем стараться решать этот вопрос по-другому.

Он сказал это по-русски. Смысл ясен: запретить, но не такими акциями. «Решить вопрос по-другому»? Возможно, мы увидим окончательное решение этого вопроса.

* Принадлежит компании «МЕТА», чья деятельность в России признана экстремистской и запрещена