18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОМИТЕТА «ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОМИТЕТ «ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ».
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОМИТЕТА «ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОМИТЕТ «ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ».
Финская пограничная служба заявила, что с начала ноября в Финляндию из России въехали около 900 мигрантов из Сирии, Кении, Пакистана, Сомали, Йемена и Марокко. 19 ноября «Daily Карелия» опубликовало фото и видео, сделанные у пункта пропуска в городе Костомукша в Карелии — на видео десятки людей в легких осенних куртках идут по заснеженной дороге к пункту пропуска, некоторые — с велосипедами в руках. Образуются очереди. В тот же день Финляндия закрыла этот погранпункт. 18 ноября был закрыт КПП «Вартиус» — по словам начальника погранпункта, «людей пришлось впустить в Финляндию, потому что Россия не приняла их обратно».
РБК пишет, что в разговоре с корреспондентом издания работающие в Ленобласти российские пограничники сказали, что «сомалийцы, сирийцы, йеменцы и другие мигранты легально находятся в России и оснований для того, чтобы не выпустить их из страны, нет. Они подтвердили, что у мигрантов нет шенгенских виз, но подчеркнули, что это не является основанием для их задержания или выдворения». 18 ноября РБК показало кадры с «Торфяновки», крупного КПП на границе России и Финляндии, где десятки людей спят на полу в здании пункта. Один из мужчин рассказывает в интервью: «Я говорю им: я из Сирии, мне нужна помощь. Вы же знаете, в Сирии опасно. Но на призыв помочь нам так никто и не ответил. Собираюсь учиться и работать там [в Европе]. Просто помочь семье. Это все, чего я хочу». «Сейчас все в порядке. Российские пограничники позволили нам сюда войти. Я снова хочу попробовать попасть в Финляндию. Вижу в этом необходимость», — говорит другой мужчина.
У погранперехода «Ниирала» в Карелии также было неспокойно: 17 ноября внезапно к переходу вплотную подошли 30 человек. В финской погранслужбе сообщили, что группа людей не подчинялась приказу пограничников остановиться:
«Чтобы взять ситуацию под контроль, пришлось применить максимально мягкое силовое средство, которым в данном случае стала небольшая струя газа».
Пострадал один человек, ему оказали помощь.
Правительство Финляндии считает, что Россия специально направляет мигрантов в большом количестве к погранпунктам с Финляндией — «в наказание» за то, что страна расширила оборонное сотрудничество с США и вступила в НАТО.
Дмитрий Песков в ответ заявил, что у России никогда не было повода «для какой-то конфронтации» с Финляндией, отношения между странами «всегда были взаимовыгодные, взаимоуважительные» и назвал «путь конфронтации» — ошибкой.
В пресс-службе «Гражданского содействия» рассказали, что в комитет за помощью обращаются мигранты, которых задержали на российско-финской границе — у северных КПП («Салла» в Кандалакшском районе и «Люття» в Костомукшском городском округе). Как правило, это люди, у которых истек срок разрешения на пребывание в России. Одного из мужчин, который обратился к юристам «Гражданского содействия», задержали на железнодорожном вокзале в Мурманске после проверки документов. Сейчас десятки задержанных находятся в Центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в Мурманской области и Карелии: «Мы знаем, что этих задержанных так много, что ни петрозаводский, ни мурманский ЦВСИГ не справляются. Людей рассылают по ИВС, направляют в другие регионы. Места уже закончились в двух регионах».
В ЦВСИГ в Петрозаводске сейчас сидят в основном сирийцы — в том числе женщины с детьми. Те, кто находится в России уже несколько лет. У некоторых изначально было убежище в России, но в какой-то момент его не продлили. Некоторые обращались за убежищем недавно — однако получили отказ. В России очень тяжелая ситуация с предоставлением статуса беженца, говорят в «Гражданском содействии»: «Согласно статистике МВД России, общее число людей, обладающих статусом «беженец», на 30 июня 2023 года составило 248 человек. Это обновленный антирекорд за всю историю Российской Федерации. Никогда прежде в России не было столь малого числа признанных беженцами».
— Эта проблема появилась не в октябре. Она продолжается довольно давно, — говорят в «Гражданском содействии». — Мы связываем это с тем, что, возможно, нет политического сигнала. Есть политический сигнал на легализацию выходцев из Украины: им предоставляется временное убежище, выдаются паспорта. Но политического сигнала на предоставление убежища беженцам из других стран, видимо, нет.
— Одна из причин — истекшие визы. Люди без документов о полученном убежище и без визы нелегально находятся на территории Российской Федерации. Их привлекают к ответственности по статье 18.8 КоАП — нарушение порядка пребывания на территории Российской Федерации. Статья предусматривает штраф с выдворением или штраф без выдворения. То, что людей посадили Центры временного содержания иностранных граждан, значит, что суд уже постановил выдворить их с принудительным заключением в Центр временного содержания. Мы знаем, что некоторые сирийцы говорят, что готовы уехать добровольно. Через родственников готовы перевести деньги, чтобы приставы купили им билет и отправили на родину. Кто-то же говорит: «Мы готовы обжаловать решение вместе с юристом, чтобы нам заменили принудительные выдворение на добровольный выезд».
— Наиболее короткий наземный путь из Сирии проходит через Турцию, а дальше — через Болгарию или Грецию. Эти пути перекрыты. (В Турции уже очень много беженцев. Не потому, что им нравится в Турции, а потому, что Евросоюз платит Турции большие деньги, чтобы она дальше их не пропускала.) Также нужно помнить, что существует Дублинское соглашение. Оно предусматривает, что люди, которые обращаются за убежищем в Евросоюзе, должны ходатайствовать о его получении в первой стране, в которую они въехали. Это значит, что, если человек переправился через Босфор и из Турции попал в Грецию или Болгарию, — он должен обратиться за беженством в Греции или Болгарии. Но ситуация для беженцев в Центральной и Северной Европе — куда более благоприятная.
Люди пытаются добраться до Европы на лодках, кораблях, рыбных траулерах. Ежегодно тысячи людей тонут. В российском инфополе, может быть, одна новость за полгода об этом появляется. А это происходит регулярно — люди тонут в Средиземном море.
К нам обращался беженец из страны в Северной Африке. Он рассказывал, что пытался добраться на лодке до Испании и несколько раз разворачивался, потому что начинался шторм. Он говорит: «Если бы мы не развернулись, мы бы там утонули, к чертовой матери».
Через Россию — более безопасный маршрут. Это сейчас немножко странно звучит, но по факту это действительно так. Кто-то получает студенческую визу, иногда за взятку. У кого-то есть родственники в России — и это тоже возможность оформить визу. Но бывает, что в Россию целенаправленно едут именно за беженством. На днях у нас были этнические французы, граждане Франции, которые рассказали, что хотят получить убежище в России. Потому что они — поборники традиционных ценностей, и в их родной стране, во Франции, они чувствуют себя в агрессивной среде. Эти люди приехали в Россию конкретно потому, что им нравится Россия. Не потому, что они голодают и им бомбы на голову падают, а по другой причине.
— Нужно иметь в виду, что погранпункты «Нарва» (Эстония) и «Торфяновка» (Финляндия) раньше активно использовали люди, которые помогают украинским беженцам покинуть Россию. Это были удобные пункты для тех, кому нужно перевезти лежачих больных. Так что закрытие пропускных пунктов Эстонией и Финляндией вредит не только беженцам из условного Сомали.
Ситуация, которая была на границах Литва–Беларусь, Польша–Беларусь в 2021 году, к счастью, не повторяется. (Летом и осенью 2021 года на границе Литва–Беларусь и Польша–Беларусь случился гуманитарный кризис. Свыше тысячи мигрантов из преимущественно Ирака и Сирии пытались попасть в Евросоюз, запросив на въезде убежище. Правительство Польши обвинило власти Беларуси в «масштабной организованной операции, которая хорошо контролируется из Минска и Москвы» и намеренной доставке сотен мигрантов к границе в ответ на европейские санкции в отношении правительства Александра Лукашенко. Литва, Латвия и Польша объявили режим чрезвычайного положения в приграничной зоне. В сентябре 2021 года трое беженцев были найдены мертвыми на польской стороне, еще одна женщина — на белорусской. В октябре еще один человек был найден погибшим. Смерть людей наступала из-за переохлаждения и истощения. — Ред.)
На 28 ноября мы не видим свидетельств того, что некие кукловоды стягивают беженцев к границе. То, что люди между собой переговариваются и договариваются куда-то поехать, — не значит, что ими кто-то управляет из единого центра. Они советуются друг с другом по миллиону разных поводов. Так что ситуации на границах Беларусь–Евросоюз и Россия–Финляндия различаются серьезно.
Финляндия и Россия участвуют в конвенции по приему беженцев. Эта конвенция налагает на них обязанности. То, что Россия не предоставляет людям статус беженца, — мы знаем давно. Тут нет никакого сюрприза. А то, что Финляндия обходит свои обязательства, просто закрывая въезд, — немного удивительно. Получается такой принцип: если мы людей не пустим и никто за убежищем не обратится, то у нас не будет обязательств его предоставлять. Логику понять можно, но как она соотносится с правами человека — большой вопрос.
— Последний пропускной пункт («Райя-Йоосеппи». — Ред.) — это самый север Мурманской области, небольшой, находится очень далеко от всего. 1300 километров от Санкт-Петербурга. Сейчас очень холодный ноябрь. Картина, которую можно представить: люди на велосипедах едут по сугробам. Для нас очевидно, что в такую ситуацию люди могут поставить себя только от сильнейшего отчаяния. Это очень опасно, вероятность замерзнуть в сугробе насмерть совершенно реальна, это не преувеличение. Мы это видели в 2021 году на границе Беларуси и ЕС, где люди насмерть замерзали в лесу. Подчеркну: людьми, которые обращаются за убежищем к Финляндии, — руководит сильнейшее отчаяние.
Этим людям грозит выдворение на родину. В Йемене идет война, в Сирии тоже война продолжается, в Афганистане — мало того что тяжелейшая гуманитарная обстановка, продолжаются боевые столкновения. Но, к сожалению, в России людям, бегущим от войны, никто не предоставит убежище. Хотя это был бы хороший ход со стороны России — сказать, что есть Финляндия, участница конвенции о статусе беженцев (как и Россия), и Финляндия беженцев не принимает, запрещает им въезд. А мы как великое государство им беженство предоставим — это был бы мощный ход со стороны России. Но такого, к сожалению, не будет. Проще этих беженцев просто выдворить.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}