Кто судьи
О том, что президент Макрон «зондирует почву» насчет поиска замены оскандалившемуся министру, слухи в СМИ со ссылкой на «макроновское окружение» стали гулять еще на прошлой неделе, до обнародования вердикта. Вопрос был лишь в том, распространялись ли они с целью заранее подстелить соломки под репутацию правящего большинства — в случае, если уже было известно, что Суд юстиции Республики (Cour de justice de la République, CJR) вынес* обвинительный вердикт.
Или же наоборот: слухи распространялись ради того, чтобы показать (если известно, что вердикт будет оправдательным): решение принято независимо и беспристрастно.
Важно отметить, что до сих пор существование этой инстанции (CJR) — специально созданной тридцать лет назад для того, чтобы судить действующих и бывших членов правительства за те деяния, которые были непосредственно связаны с выполнением ими этих властных полномочий — вызывает вопросы. За тридцать лет этот Суд рассмотрел одиннадцать дел (не считая дела Дюпона-Моретти), и почти во всех случаях был чрезвычайно благосклонным по отношению к обвиняемым: пять условных приговоров (из них четыре — с символическими штрафами), четыре оправдательных и еще два обвинительных приговора с освобождением от наказания.
Так что CJR вызывает скепсис как у юристов (в первую очередь), многих представителей «политического класса» и журналистов, так и у «простых граждан». Даже на правительственном сайте Vie-publique.fr есть статья с красноречивым заголовком: «Суд юстиции Республики: оспариваемый институт».
Состоит институт из трех профессиональных судей, шести членов парламента и шести сенаторов. Таким образом,