Комментарий · Экономика

История с «банкротством» СПб Биржи: кто-то заработал на панике

Объясняет Дмитрий Прокофьев

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Антон Новодережкин / Коммерсантъ

Деловое утро понедельника открылось новостью о «банкротстве СПб Биржи».

К слову, несмотря на привязку к Петербургу в названии ПАО «СПб Биржа» с 2018 года зарегистрирована в Москве по адресу на Долгоруковской улице. Поэтому, иск о признании ПАО «СПб Биржа» несостоятельным было принято Арбитражным судом Москвы и появилось в электронной картотеке арбитражных дел 24 ноября. (Истец в картотеке не указан).

На фоне сообщений о банкротном иске цена акций «СПб Биржи» резко снизилась, падение доходило до 35%. Однако паника продолжалась до момента, когда «СПБ Биржа» выступила с официальным заявлением, в котором говорилось следующее:

«СПБ Биржа не подавала документы на банкротство. Сообщения об этом не соответствуют действительности. СПБ Биржа обладает устойчивым финансовым состоянием, признаков банкротства нет».

Сообщений о признаках банкротства акционерного общества «СПб Биржа» и намерениях кредиторов обратиться с соответствующим заявлением в отношении нее не имеется и в базе СПАРК.

По данным на 12:30 мск, акции ПАО «СПБ Биржа» (SPBE) на Мосбирже торговались по 88,7 рублей, что соответствует падению на 9,39% по сравнению с предыдущим торговым днем.

Какое отношение к этому всему имеют санкции?

На «СПб Бирже» торговались преимущественно иностранные ценные бумаги, российские были в меньшинстве. Проблемы у торговой площадки начались после того, как 2 ноября она попала под блокирующие санкции США и торги по всем инструментам были приостановлены.

  • Биржа заявила, что ограничения не затронут активов ее клиентов и 6 ноября возобновила торги российскими бумагами и рублевые операции. 
  • Расчеты по иностранным ценным бумагам за 1 и 2 ноября планировали запустить к 13 ноября, но из-за возникших в связи с ограничениями сложностей срок перенесли на 17 ноября. В итоге расчеты провели 20 ноября. 
  • К 27 ноября биржа обещала оценить объем не попавших под санкции активов и вместе с участниками рынка определить, как их вернуть клиентам. И заявляла, что до этого срока будет переводить часть активов из своей инфраструктуры в другие кредитные и депозитарные организации.
  • Однако в 6 утра понедельника биржа опубликовала новый порядок проведения торгов, которым вводился ряд ограничений на заявки с ценными бумагами в долларах США, евро, гонконгских долларах и юанях и саму эту валюту.

Что дальше? 

Средства клиентов отделены от активов самой биржи, при этом биржа находится под жестким контролем финансового регулятора.

После внесения торговой площадки в санкционные списки работать бирже по своей «специализации» — покупке продаже иностранных ценных бумаг — стало практически невозможно. Остается искать варианты возврата средств клиентам.

Кому выгодно?

Ну а на падении и взлете акций (SPBE) кто-то заработал. Тот кто знал о «банкротном иске» зарегистрированном в пятницу, 24 ноября и знал, что информация о нем попадет в новостные ленты в понедельник утром 27 ноября.